В Москве прошло очередное Всероссийское агрономическое совещание
Утром 11 февраля в конференц-зале Министерства сельского хозяйства РФ не было ни одного свободного места. Больше 600 участников из разных регионов страны и десятки журналистов собрались здесь, чтобы послушать выступление министра Николая Федорова и других участников совещания «Итоги работы отрасли растениеводства в 2014 году».
Кроме министра доклады о результатах прошедшего и, главное, о задачах и перспективах текущего года делали еще около 20 человек, среди которых были представители «Россельхозбанка» и «Сбербанка», Росгидромета, руководители ведущих научных институтов и управлений органов АПК регионов страны. Выступления продолжались вплоть до позднего вечера, почти ни один докладчик не укладывался в положенные 10 минут из-за многочисленных вопросов из зала и бурного обсуждения.
Забыли о средствах защиты растений
Выступление Николая Федорова было самым коротким. После подведения итогов 2014 года министр сообщил, что в этом году объем федеральных субсидий на развитие растениеводства только по краткосрочным кредитам составит 18,84 млрд рублей — для сравнения, животноводам выделили всего 9,27 млрд. Больше всего внимания в своем докладе министр уделил «проблемным зонам».
«Российский АПК очень импортозависим по части семян, сельхозтехники и средств защиты растений. Из-за сложившейся макроэкономической ситуации, затраты российских аграриев на полевые работы и инновационные проекты увеличились в 1,5 раза. Так, доля импорта по семенам отдельных культур превышает 50%. Для снижения рисков мы увеличили субсидии на развитие элитного семеноводства по сравнению с прошлым годом в 1,5 раза — теперь эта сумма равна 1,589 млрд рублей. На строительство селекционно-семеноводческих и селекционно-генетических центров выделено 700 млн рублей, а на субсидии производителям сельхозтехники — 2 млрд рублей», — заявил министр.
О поддержке производителей средств защиты растений министр не упомянул. В области удобрений Федоров напомнил, что еще в декабре была достигнута договоренность с заводами-производителями минеральных удобрений о предоставлении 15—20%-й скидки для аграриев. Кроме того, особую поддержку окажут овощеводам и картофелеводам: субсидии на строительство и реконструкцию овоще- и картофелехранилищ составят 1,5 млрд рублей, на производство овощей защищенного грунта — 3 млрд, овощей открытого грунта и семенного картофеля — 500 млн рублей. Так, заместитель директора «Росагролизинг» Наталья Зудина сообщила, что общество готово поставлять технику и оборудование по прошлогодним ценам до 1 апреля 2015 г.
Чудес не бывает
Выступление Александра Ускова, председателя Российского союза производителей химических средств защиты растений, было менее позитивным по сравнению с другими докладчиками. Усков указал на сложное положение, в котором сейчас оказались российские производители пестицидов, на отсутствие внимания и поддержки государства к отрасли в целом.
«Текущий кризис для нашей отрасли можно сравнить только с концом 1990-х годов. С тех пор на рынке средств защиты растений никогда не было таких проблем, которые нужно обсуждать на государственном уровне. Еще в прошлом году к производителям средств защиты растений выстраивалась очередь из банков, предлагающих кредиты. Сегодня проблемы появились. Шестьдесят процентов действующих веществ для средств защиты растений в России не производят, они импортные, и мы покупаем их за валюту. Сегодня курс доллара повысился в 2 раза по сравнению с февралем прошлого года, поэтому логично, что, если мы хотим выйти хотя бы на прошлогодние объемы продаж, нужно в 2 раза больше кредитов. Чудес не бывает — чтобы что-то получить, нужно что-то вложить», — сказал Усков.
Он также обратил внимание, что потери от неиспользования средств защиты растений колоссальны, поэтому субсидии от государства сейчас особенно необходимы российским производителям, которые оказались в менее выгодном положении по сравнению с транснациональными концернами.
«В 1999-м году государство выделило 1,200 млрд рублей на субсидирование средств защиты растений. Сейчас среди экстренных мер нет помощи нашей отрасли, нужно срочно вводить субсидии, нам необходимо 10—12 млрд. Уже в течение этого года средства вернутся в бюджет», — резюмировал Усков.
Нужно 180 миллиардов рублей
Осуждающий гул поднялся в зале во время выступления Дмитрия Тарасова, директора департамента стратегии «Россельхозбанка». Тарасов сообщил, что банк одобрил 25%-ую кредитную ставку на проведение весенне-полевых работ. Однако банкир быстро поправил себя: «Все не так страшно, во-первых, субсидии компенсируют почти 15% годовых — получается, что реальная ставка для конечного заемщика будет всего 10% годовых, — сказал Тарасов и добавил, — что Центральный банк снизил ключевую ставку, и можно ожидать, что понижение продолжится. Поэтому, снижаться будет и стоимость кредита, конечно не сразу, а постепенно». Сумму кредитов на весенне-полевые работы «Россельхозбанк» оценивает в 80 млрд рублей.
Екатерина Зиновьева, представитель «Сбербанка России», озвучила сумму кредитов банка на сезонные работы в размере 50 млрд рублей. Ведущий совещание Петр Чекмарев сразу же прокомментировал слова Зиновьевой: «Этого слишком мало, кредитов нужно 180 млрд рублей. Не отпущу вас с этой сцены, пока не пообещаете 80 млрд рублей кредитов, а «Россельхозбанк» — 100 млрв».
В своем собственном продолжительном докладе глава Департамента растениеводства, химизации и защиты растений обсудил задачи максимум на текущий год. Среди них: строительство 169 семенных заводов и максимальное использование производимых в стране средств защиты растений.
«В прошлом году в России появилось 30 новых семенных заводов. Всех, кто построил, — срочно к ведомственной награде, — сказал Чекмарев. — Средства защиты растений вносятся только на 50%, они должны применяться по-максимуму, напомню вам, пестициды — это “лекарства” для растений. Минеральные удобрения у нас вносятся вообще только на 13%, фактически мы объедаем будущие поколения. Нужно заняться и биостимуляторами: все, у кого есть торф, обязаны производить гуматы. К производителям сельхозтехники просьба активизироваться, вся страна стоит перед вами на коленях», — подчеркнул глава департамента.
Татьяна Кочерова