Продажи готовой еды в федеральных торговых сетях России за год выросли на 24%, сообщал NTech. К 2030 году ритейлеры намерены контролировать до 40% рынка, активно развивая собственные производства и доставку. X5, «Магнит», «Азбука Вкуса» уже запустили специализированные фабрики, остальные игроки делают ставку на партнеров и СТМ.
«Рост на 40% через пять лет неизбежно усилит риски и тогда безопасность станет полем битвы», — заявил Константин Деревсков, гендиректор консалтинговой компании «Старт качества». По его словам, 80% проблем в сегменте связаны с человеческим фактором — нарушениями гигиены, температурных режимов, низкой культурой производства.
Цифровые технологии возьмут на себя роль «антидота». «Искусственный интеллект уже меняет правила игры. Платформы анализируют действия сотрудников в режиме реального времени, фиксирует нарушения, оценивают эффективность и предотвращают ошибки», — пояснил Деревсков. Нейросети отслеживают соблюдение рецептур, контроль за аллергенами, перемещения персонала, заменяя собой ручные аудиты.
Однако эксперт предупреждает, что полностью роботизировать кулинарное производство не удастся еще как минимум 20 лет — слишком велика доля ручного труда. Одновременно с этим нельзя игнорировать дефицит кадров в сегменте готовой еды, который остается критическим. В целях оптимизации такие торговые сети, как «X5», «ВкусВилл» и «Яндекс.Лавка» внедряют цифровые инструменты обучения для поставщиков.
«Через пять лет отсутствие цифровых систем контроля станет для производителей приговором. Технологии сегодня — обязательное условие выживания бизнеса», — резюмировал Деревсков.
Заглавное фото: Лукьянов Дмитрий, AgroXXI.ru.
Специально для AgroXXI.ru.
