В 2024 году объем отечественного производства мяса индейки увеличился на 3,8% по сравнению с прошлым годом, составив 438 000 тонн в убойном весе. Это произошло, несмотря на трудности, вызванные ростом цен на племенной материал, оборудование, рабочую силу и логистику. Об этом сообщили Национальная ассоциация производителей индейки (НАПИ) и консалтинговое агентство «АГРИФУД Стретеджис» на основе ежегодного анализа данных от компаний, занимающихся индейководством, и поставщиков племенного материала. При этом темпы роста в секторе индейководства в два раза превысили средние показатели по птицеводству, которые составили 2,1%, согласно данным Национального союза птицеводов.

В прошлом году спрос на индейку продолжал превышать её предложение, сообщил президент компании «АГРИФУД Стретеджис» Альберт Давлеев. «Это стало особенно заметно в третьем квартале, когда ведущие компании начали активно улучшать инфраструктуру, проводить реструктуризацию и расширять производство, - отметил он. - Мощности не успевают за растущим спросом, и им требуется модернизация и оптимизация». В 2024 году доля индейки в общем объёме производства мяса птицы в России составила 8%, в то время как в экспорте она едва превысила 6%. Кроме того, импорт немного увеличился, достигнув 4,3 тыс. тонн, что также указывает на недостаточную насыщенность внутреннего рынка индюшатиной.

По словам Анатолия Вельматова, Исполнительного директора НАПИ, среди членов ассоциации, включая ГК «Дамате» и «Агро-плюс», разрабатываются и уже реализуются программы по созданию новых площадок для откорма и племрепродукторов, а также по запуску новых перерабатывающих заводов в Пензенской и Тюменской областях и Ставропольском крае. «СоюзПромПтица», ранее известный как комплекс им. Гафури в Башкортостане, уже достиг проектной мощности и также планирует расширение. ГК «Черкизово» проводит реструктуризацию своих активов в Тамбовской и Тульской областях. При этом практически все небольшие региональные компании увеличили объемы поставок на 5–10%, а компания «Ак-Барс» из Татарстана – почти в три раза. Более того, в окрестностях Барнаула началось строительство нового индейководческого комплекса «Индейка Алтая».
Доля пяти основных производителей мяса индейки в общем объеме производства по-прежнему составляет почти 85%. При этом безусловным лидером продолжает оставаться группа компаний «Дамате», которая занимает 55% рынка и значительно расширила свой ассортимент, охватив дистрибуционной сетью практически всю территорию России.

Доля личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств в индейководстве продолжает уменьшаться: в 2024 году она составила чуть более 6%, что на 1% ниже, чем в бройлерном птицеводстве. Основными факторами этого снижения являются ограниченный доступ к инкубационному яйцу для частных ферм и недостаточные возможности для реализации продукции на рынке из-за роста сетевой торговли, требующей больших объемов поставок.
Согласно оценкам ИА «ИМИТ», в 2024 году из России было экспортировано 27,7 тыс. тонн продукции индейководства, что на 8% больше (+2,0 тыс. тонн) по сравнению с 2023 годом. Индейка из России поступила в 37 стран, среди которых главными покупателями стали Китай (59,5%), Конго и Бенин. Российская индюшатина занимает практически 100% китайского рынка (16 тысяч тонн), а рост ее поставок в Китай в 2024 году составил более 72%.
Компания «АГРИФУД Стретеджис» сообщает, что в 2024 году экспорт индейки из России сделал значительный шаг вперед: продукция вышла из категории «коммодитиз» и начала появляться в розничной торговле крупных сетей Ближнего Востока и на электронных площадках. Компания «Дамате» начала поставки своей продукции в сеть Prime Markets в Саудовской Аравии, а «Агро-плюс» — в крупнейшую сеть LuLu в Объединенных Арабских Эмиратах. Кроме того, Королевство Саудовская Аравия почти удвоило свои закупки, достигнув 750 тонн, что позволило России занять 45% местного рынка индейки.

Тем не менее, главной задачей российских производителей индейки по-прежнему остается удовлетворение внутреннего спроса. Согласно данным мониторинга НАПИ, ценовая ситуация на рынке индейки оставалась относительно стабильной на протяжении всего года. В то время как прайс-листы производителей на недорогие части тушек, такие как голень и крыло, практически не изменялись, стоимость мяса механической обвалки, которое активно используется в производстве мясоколбасных изделий, даже снизилась на 15%. Ключевые позиции ассортимента — филе грудки и бедра индейки — традиционно начали дорожать только в четвертом квартале, пропорционально увеличению сезонного спроса, достигнув примерно 480 рублей за килограмм в оптовом сегменте. При этом индейка на полках магазинов оказалась значительно более доступной по сравнению с говядиной и бараниной, которые в 2024 году показали рекордный рост розничных цен до уровней 800–1000 рублей за килограмм.
Давлеев считает, что это говорит о том, что индюшатина успешно конкурирует с более дорогим красным мясом, включая свинину, в рационе российских потребителей, открывая широкие возможности для разнообразия блюд, мясных продуктов и деликатесов.
Основным фактором роста продаж мяса индейки является устойчивый тренд здорового питания, который, по данным маркетинговых агентств, превышает 8,5% в год. К сожалению, производители индейки пока не успевают за этим трендом, но зато занимают лидирующие позиции в спросе на мясные продукты.
В подтверждение своих слов президент компании «АГРИФУД Стретеджис» ссылается на данные Института Человека «РОМИР», который фиксирует примерно 4%-ный рост данной категории. Это связано с увеличением числа российских семей, которые хотя бы раз в год покупают индейку, а также с высоким темпом продаж замороженной продукции. По словам Давлеева, это свидетельствует о растущем проникновении дистрибуции индейки в удалённые регионы страны и вглубь сельских территорий. «Продажи индейки в России в 2024 году...»
Становление омниканальности стало реальностью: сегодня покупки можно делать не только в крупных супермаркетах, магазинах «у дома», частных мясных лавках, онлайн-магазинах и службах доставки, но и в сетевом фуд-сервисе. В одной из самых популярных сетей, «Вкусно. И Точка», уже несколько месяцев успешно продаются новые бургеры с индюшиным беконом, а также готовятся к запуску новинки из индейки у других крупных операторов быстрого питания.
Анатолий Вельматов подчеркивает, что основной проблемой, препятствующей дальнейшему развитию российского индейководства, является нехватка племенной базы в этой отрасли. «К сожалению, в России больше нет продуктивных и конкурентоспособных отечественных кроссов промышленной индейки, - говорит он. - Поэтому племенной материал приходится закупать за границей, а производство инкубационного яйца лишь частично локализовано на нескольких племрепродукторах».
Согласно информации от НАПИ, нехватка инкубационного яйца по импорту стала ключевым ограничивающим фактором для производства индейки в 2024 году. Это также приводит к увеличению себестоимости из-за роста цен на племенной материал, что вызвано резким сокращением его предложения на мировом рынке. Ситуация усугубляется продолжающимися с 2022 года вспышками гриппа птиц в основных регионах промышленного индейководства Европы и Северной Америки.
В сравнении с 2023 годом, импорт инкубационных яиц индейки снизился на 23% — с 23 до 17,5 миллионов штук. Тем не менее, как отметил исполнительный директор НАПИ, отечественным производителям индейки удалось почти полностью компенсировать эти утраты и даже увеличить собственное производство яиц для инкубации до 34,5 миллионов штук, что позволило повысить уровень самообеспеченности отрасли с 55% до 66%.
«Дефицит яиц продолжает наблюдаться и в текущем году, поскольку существенно увеличить их производство в России удастся лишь в перспективе 3–5 лет. Это возможно только при наличии надежных поставок родительских стад или яиц из-за границы, а также при условии доступности выгодных кредитных программ для инвестиций в племенное дело», - отмечает «АГРИФУД Стретеджис».
Неугасимая панзоотия гриппа птиц продолжает представлять серьезную угрозу для отечественного промышленного индейководства. После некоторого затишья в первой половине 2024 года, начиная с августа, вспышки болезни затронули обширные территории США и Канады, а также большинство европейских стран, регионы Азии и Африки. Российские производители индейки инвестируют десятки миллионов рублей в программы биобезопасности и биозащиты на своих фермах, а также в постоянный лабораторный мониторинг с привлечением специалистов региональных ветеринарных служб и Россельхознадзора. Для более эффективного взаимодействия между индейководами и государственными органами, а также внутри отрасли птицеводства, в НАПИ создается Технический комитет, в который войдут представители ветеринарных служб и службы качества ведущих производителей индейки.
Несмотря на объективные трудности и вызовы, в НАПИ уверены, что при достаточной государственной поддержке можно достичь целей по увеличению годового производства индейки в России до 650–700 тысяч тонн в ближайшие пять лет, а также выполнить поставленную правительством задачу по увеличению экспорта в полтора раза к 2030 году.
По материалам пресс-службы агропроектов Выставочной компании Асти Групп.
