🔹

В 2024 году объем отечественного производства мяса индейки увеличился на 3,8% по сравнению с прошлым годом, составив 438 000 тонн в убойном весе. Это произошло, несмотря на трудности, вызванные ростом цен на племенной материал, оборудование, рабочую силу и логистику. Об этом сообщили Национальная ассоциация производителей индейки (НАПИ) и консалтинговое агентство «АГРИФУД Стретеджис» на основе ежегодного анализа данных от компаний, занимающихся индейководством, и поставщиков племенного материала. При этом темпы роста в секторе индейководства в два раза превысили средние показатели по птицеводству, которые составили 2,1%, согласно данным Национального союза птицеводов.

ПРОИЗВОДСТВО МЯСА ИНДЕЙКИ В РФ ПО КОМПАНИЯМ В 2023–2024 гг. (убойный вес, тонн)

В прошлом году спрос на индейку продолжал превышать её предложение, сообщил президент компании «АГРИФУД Стретеджис» Альберт Давлеев. «Это стало особенно заметно в третьем квартале, когда ведущие компании начали активно улучшать инфраструктуру, проводить реструктуризацию и расширять производство, - отметил он. - Мощности не успевают за растущим спросом, и им требуется модернизация и оптимизация». В 2024 году доля индейки в общем объёме производства мяса птицы в России составила 8%, в то время как в экспорте она едва превысила 6%. Кроме того, импорт немного увеличился, достигнув 4,3 тыс. тонн, что также указывает на недостаточную насыщенность внутреннего рынка индюшатиной.

Доли топ-5 компаний-производителей индейки РФ в общем объеме производства в 2024 г., %

По словам Анатолия Вельматова, Исполнительного директора НАПИ, среди членов ассоциации, включая ГК «Дамате» и «Агро-плюс», разрабатываются и уже реализуются программы по созданию новых площадок для откорма и племрепродукторов, а также по запуску новых перерабатывающих заводов в Пензенской и Тюменской областях и Ставропольском крае. «СоюзПромПтица», ранее известный как комплекс им. Гафури в Башкортостане, уже достиг проектной мощности и также планирует расширение. ГК «Черкизово» проводит реструктуризацию своих активов в Тамбовской и Тульской областях. При этом практически все небольшие региональные компании увеличили объемы поставок на 5–10%, а компания «Ак-Барс» из Татарстана – почти в три раза. Более того, в окрестностях Барнаула началось строительство нового индейководческого комплекса «Индейка Алтая».

Доля пяти основных производителей мяса индейки в общем объеме производства по-прежнему составляет почти 85%. При этом безусловным лидером продолжает оставаться группа компаний «Дамате», которая занимает 55% рынка и значительно расширила свой ассортимент, охватив дистрибуционной сетью практически всю территорию России.

Объем производства мяса индейки в РФ в 2010–2024  гг. и прогноз до 2030 г., тыс. тонн

Доля личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств в индейководстве продолжает уменьшаться: в 2024 году она составила чуть более 6%, что на 1% ниже, чем в бройлерном птицеводстве. Основными факторами этого снижения являются ограниченный доступ к инкубационному яйцу для частных ферм и недостаточные возможности для реализации продукции на рынке из-за роста сетевой торговли, требующей больших объемов поставок.

Согласно оценкам ИА «ИМИТ», в 2024 году из России было экспортировано 27,7 тыс. тонн продукции индейководства, что на 8% больше (+2,0 тыс. тонн) по сравнению с 2023 годом. Индейка из России поступила в 37 стран, среди которых главными покупателями стали Китай (59,5%), Конго и Бенин. Российская индюшатина занимает практически 100% китайского рынка (16 тысяч тонн), а рост ее поставок в Китай в 2024 году составил более 72%.

Компания «АГРИФУД Стретеджис» сообщает, что в 2024 году экспорт индейки из России сделал значительный шаг вперед: продукция вышла из категории «коммодитиз» и начала появляться в розничной торговле крупных сетей Ближнего Востока и на электронных площадках. Компания «Дамате» начала поставки своей продукции в сеть Prime Markets в Саудовской Аравии, а «Агро-плюс» — в крупнейшую сеть LuLu в Объединенных Арабских Эмиратах. Кроме того, Королевство Саудовская Аравия почти удвоило свои закупки, достигнув 750 тонн, что позволило России занять 45% местного рынка индейки.

Объемы экспорта и импорта мяса индейки РФ в 2015–2024  г., тыс. тонн

Тем не менее, главной задачей российских производителей индейки по-прежнему остается удовлетворение внутреннего спроса. Согласно данным мониторинга НАПИ, ценовая ситуация на рынке индейки оставалась относительно стабильной на протяжении всего года. В то время как прайс-листы производителей на недорогие части тушек, такие как голень и крыло, практически не изменялись, стоимость мяса механической обвалки, которое активно используется в производстве мясоколбасных изделий, даже снизилась на 15%. Ключевые позиции ассортимента — филе грудки и бедра индейки — традиционно начали дорожать только в четвертом квартале, пропорционально увеличению сезонного спроса, достигнув примерно 480 рублей за килограмм в оптовом сегменте. При этом индейка на полках магазинов оказалась значительно более доступной по сравнению с говядиной и бараниной, которые в 2024 году показали рекордный рост розничных цен до уровней 800–1000 рублей за килограмм.

Давлеев считает, что это говорит о том, что индюшатина успешно конкурирует с более дорогим красным мясом, включая свинину, в рационе российских потребителей, открывая широкие возможности для разнообразия блюд, мясных продуктов и деликатесов.

Основным фактором роста продаж мяса индейки является устойчивый тренд здорового питания, который, по данным маркетинговых агентств, превышает 8,5% в год. К сожалению, производители индейки пока не успевают за этим трендом, но зато занимают лидирующие позиции в спросе на мясные продукты.

В подтверждение своих слов президент компании «АГРИФУД Стретеджис» ссылается на данные Института Человека «РОМИР», который фиксирует примерно 4%-ный рост данной категории. Это связано с увеличением числа российских семей, которые хотя бы раз в год покупают индейку, а также с высоким темпом продаж замороженной продукции. По словам Давлеева, это свидетельствует о растущем проникновении дистрибуции индейки в удалённые регионы страны и вглубь сельских территорий. «Продажи индейки в России в 2024 году...»

Становление омниканальности стало реальностью: сегодня покупки можно делать не только в крупных супермаркетах, магазинах «у дома», частных мясных лавках, онлайн-магазинах и службах доставки, но и в сетевом фуд-сервисе. В одной из самых популярных сетей, «Вкусно. И Точка», уже несколько месяцев успешно продаются новые бургеры с индюшиным беконом, а также готовятся к запуску новинки из индейки у других крупных операторов быстрого питания.

Анатолий Вельматов подчеркивает, что основной проблемой, препятствующей дальнейшему развитию российского индейководства, является нехватка племенной базы в этой отрасли. «К сожалению, в России больше нет продуктивных и конкурентоспособных отечественных кроссов промышленной индейки, - говорит он. - Поэтому племенной материал приходится закупать за границей, а производство инкубационного яйца лишь частично локализовано на нескольких племрепродукторах».

Согласно информации от НАПИ, нехватка инкубационного яйца по импорту стала ключевым ограничивающим фактором для производства индейки в 2024 году. Это также приводит к увеличению себестоимости из-за роста цен на племенной материал, что вызвано резким сокращением его предложения на мировом рынке. Ситуация усугубляется продолжающимися с 2022 года вспышками гриппа птиц в основных регионах промышленного индейководства Европы и Северной Америки.

В сравнении с 2023 годом, импорт инкубационных яиц индейки снизился на 23% — с 23 до 17,5 миллионов штук. Тем не менее, как отметил исполнительный директор НАПИ, отечественным производителям индейки удалось почти полностью компенсировать эти утраты и даже увеличить собственное производство яиц для инкубации до 34,5 миллионов штук, что позволило повысить уровень самообеспеченности отрасли с 55% до 66%.

«Дефицит яиц продолжает наблюдаться и в текущем году, поскольку существенно увеличить их производство в России удастся лишь в перспективе 3–5 лет. Это возможно только при наличии надежных поставок родительских стад или яиц из-за границы, а также при условии доступности выгодных кредитных программ для инвестиций в племенное дело», - отмечает «АГРИФУД Стретеджис».

Неугасимая панзоотия гриппа птиц продолжает представлять серьезную угрозу для отечественного промышленного индейководства. После некоторого затишья в первой половине 2024 года, начиная с августа, вспышки болезни затронули обширные территории США и Канады, а также большинство европейских стран, регионы Азии и Африки. Российские производители индейки инвестируют десятки миллионов рублей в программы биобезопасности и биозащиты на своих фермах, а также в постоянный лабораторный мониторинг с привлечением специалистов региональных ветеринарных служб и Россельхознадзора. Для более эффективного взаимодействия между индейководами и государственными органами, а также внутри отрасли птицеводства, в НАПИ создается Технический комитет, в который войдут представители ветеринарных служб и службы качества ведущих производителей индейки.

Несмотря на объективные трудности и вызовы, в НАПИ уверены, что при достаточной государственной поддержке можно достичь целей по увеличению годового производства индейки в России до 650–700 тысяч тонн в ближайшие пять лет, а также выполнить поставленную правительством задачу по увеличению экспорта в полтора раза к 2030 году.

По материалам пресс-службы агропроектов Выставочной компании Асти Групп.

Оригинал статьи на AgroXXI.ru