Творчество Ларисы Григорьевой ни с чьим не перепутать. Она такая одна - уникальная, зажигательная

 

Формат интервью иной раз обесценивает сказанное героем. В случае с Ларисой Григорьевой  - вопросы не нужны - ее ответы превратились в полноценный монолог, читающийся на одном дыхании. Талант всегда прав. Ее подлинный талант, светлый и такой радостный нужен сегодня. И безупречные - вкус и юмор! Читайте и слушайте. Открывайте для себя героя нашего времени.

"Вот живет какой-нибудь человек и питается всю жизнь вареной картошкой с укропом, а потом вдруг попробует, к примеру, индийское карри и понимает, что это его самая любимая еда. Так и с музыкой... Человек играет в городе Иваново на балалайке в оркестре и вполне себе доволен. Но вдруг услышит банджо и влюбляется в этот инструмент на всю жизнь. Что это? А не знаю что. Вот лежит душа к этому, и всё тут. Мне посчастливилось еще в школе услышать музыку кантри. К нам часто приезжали иностранные делегации. Школа была английская, в центре Москвы. И мы сами на школьных вечерах пели песни Джоан Баэз, трио "Peter. Paul and Mary", Боба Дилана, Пита Сигера, Джона Денвера, а также шотландские и английские народные песни. И еще мне очень нравилось, как Жанна Бичевская здорово сочетала русские песни с фолк-роком и немножко кантри. Очень красиво и душевно.
 
 
На советской эстраде были группы, игравшие музыку, похожую на кантри. В основном это были прибалты. Например, моя любимая группа "Апельсин" из Эстонии. Кстати, в 2013 г.они участвовали в фестивале "КАНТРИ МОСТ, МОСКВА", который я придумала и провожу с 2010 г. Вот 25 октября будет уже пятый фестиваль. Приходите!
И еще в 70--80-е гг. СССР и США обменивались культурными программами, что было здорово! В Москву приезжали звезды кантри-музыки: оркестр Роя Кларка,  супер-популярная группа Nitty Gritty Dirt Band. У меня где-то был автограф Джеффа Ханны, солиста этой группы. Он написал как-то так: "Вы будете большой артисткой".... Ха-ха-ха! Это мы только-только начали работать с группой "Кукуруза" тогда. Насчет "большой" не знаю.... Но что-то получилось в свое время ... Благодаря, кстати, "перестройке". Тогда был интерес ко всему новому, ранее закрытому. А тут вдруг выскочили такие веселые, смешные ребята с гитарами, мандолинами, скрипками, банджо, губными гармошками и стали петь вроде кантри, но по-русски. Это были песни Григория Гладкова. Мы как-то удачно пересеклись и начали сотрудничать. Вышла пластинка "Фокусник" на фирме "Мелодия". На ТВ мы появились впервые в передаче "Музыкальный киоск" с песней "Пой, Вася!", ну совсем не советской по сути-то. Песня до сих пор популярна. Я смотрю, в Ютьюбе ее поют в разных видах все кому не лень. Кавер-версии, так сказать. Ну и хорошо, что поют!
 
 
В начале 90-х мы с "Кукурузой" уже напелись вволю, и я ушла из группы и собрала свой бэнд "Рыжая трава". У меня началась сольная карьера, в основном связанная с телевидением. Был такой интересный перестроечный сериал "Бейсбол, жирафы, русское кантри и многое другое". По сюжету мы искали некую "бейсбольную песню", чтобы исполнить ее на международном чемпионате по бейсболу в Москве. Это действительно родилось из жизни. А мы растянули эти поиски на пять серий. Даже в Финляндии снимали, куда мы с "Рыжей травой" ездили на кантри-фестиваль, кажется, в 1991 г. Ну вот. В общем, по ходу поисков этой самой песни я попадала на всякие тусовки, мероприятия, политические и деловые встречи, беседовала с разными известными людьми о том - о сем, о жизни, о политике, о новых формах хозяйствования. И между беседами пела свои кантри-песенки. Это все снималось в режиме живой импровизации, мы врезались с камерой в самые невероятные ситуации, огорошивали собеседников вопросом: "А не знаете ли вы бейсбольную песню?"  Люди обалдевали от такого вопроса, и я их потом раскручивала на беседу, о том, что меня интересовало, помимо этой бейсбольной песни. Помню, Зиновий Гердт молниеносно и хорошо ответил: "Видимо, пришло время обейсболивания всей страны". Круто!
 
В конце 90-х пришла какая-то совсем унылая пора шансона и блатняка. Малиновые пиджаки заказывали в основном эту музычку. Кантри и наив были не очень востребованы. денежными людьми. На ТВ дорога постепенно закрылась, потому что за участие в ТВ программах нужно было платить. Это было невозможно без крутого продюсера. И интересные артисты потихоньку ушли в тень. Мне было очень трудно жить в то время. Были еще и личные драмы. А в 2000 г. родился мой сын Егор. И стало вообще не до концертов и тусовок. Я не выходила на сцену много лет вплоть до 2009 года, когда решила, что я не могу больше без творчества. Возникла из небытия со своим творческим вечером в Политехническом музее. Я благодарна за помощь моим друзьям: Марине Капуро, группе "Кукуруза", Ирине Суриной, Олегу Митяеву, которые пришли тогда меня поддержать. Я была счастлива вновь оказаться на сцене  и уже не смогла остановиться. 
 
 
В 2010 году организовала фестиваль "Кантри Мост, Москва", единственный в России фест, где звучит музыка кантри, блюграсс, рокабилли и другие корневые стили близкие по духу к кантри. Денег это никаких не принесло тогда, а наоборот - унесло. Но я продолжаю проводить этот фестиваль, потому что людям это надо! Есть интерес публики, есть много музыкантов в разных городах России, которые хотят участвовать в фестивале и приезжают, и радуют своей игрой и себя, и единомышленников, и поклонников музыки кантри, которых становится все больше и больше в нашей стране. Сегодня есть кантри группы в Нижнем Новгороде, Твери, Смоленске, Ростове-на-Дону, Иваново, Петрозаводске, Обнинске, Ярославле, Рыбинске, Санкт-Петербурге, Комсомольске-на-Амуре, Екатеринбурге и в других городах.  Я бы сказала, что музыка кантри привлекательна простотой формы и эмоциональной красотой. Знаменитый патриарх кантри Вилли Нельсон говорит так: "В кантри музыке всего три аккорда и вся жизнь". Вера, надежда и любовь - вот это и есть философия этой музыки. Простота, но не примитив однако. От музыкантов, играющих кантри и блюграсс, требуется ого-го!  какая виртуозность! На живых концертах это особенно ценится. Публика следит за каждой ноткой в импровизационных соло и дико радуется особо удачным проведениям, хлопает и вопит! То есть интерактив с залом - на 100 процентов. 
 
Когда я начинала делать фестиваль "Кантри Мост", было всего несколько российских кантри-групп. "Кукуруза", "Эппл Джек Бэнд", "Веселый дилижанс", "Грасс Пистолз", сестры Разумные. Сегодня передо мной стоит трудная задача:  как уместить в один фестивальный концерт всех участников. В 2013 г. пришлось проводить два параллельных концерта в клубе Ритм Блюз Кафе - в двух залах сразу. Это спасло ситуацию каким-то образом.  В этом году мы делаем один концерт, но длинный - с 18-00 до 23-30. Практически марафон. И все равно не всем удастся сыграть. В течение следующего года планируются еще фестивальные концерты с новыми именами. Много молодых интересных групп. Назову некоторых: "Шейки Джейк", "Маршмэллоуз", "Две трети", "Хэппи пенгвинз". Интересные проекты у мандолинистки Ольги Егоровой. И много молодых, классных вокалисток: Виктория Терешина, Анастасия Концевая, Марина Лаврова, Ольга Лисикова. Список неполный, конечно. Мы собираемся сделать сюрприз зрителям на грядущем фестивале и спеть все вместе, на голоса. Вообще наши кантри-музыканты с удовольствием сотрудничают друг с другом, периодически "одалживая" друг у друга то гитариста, то банджиста, то барабанщика. Это очень освежает звучание групп, дает новый импульс и рождает новые идеи. А иногда и новые группы. Так что жизнь у нас в кантри-сообществе активная и насыщенная. И я подозреваю, что фестиваль"Кантри Мост" играет в этом не последнюю роль. Это я себе в карму запишу, пожалуй.
О моих родителях я могу сказать вот что. Отец прокладывал дороги на просторах Советского Союза. Всю жизнь в командировках: от Архангельска до Камчатки. Какую большую трассу ни возьми, везде его труд. Он исследовал грунты под строительство дорог. К музыке отношения не имел, но очень любил песни Вертинского. Мама  его увлечение не понимала. Говорила: выключи эту тоску! Мама тяготела к оперетте и песням Лолиты Торес, к мюзиклам. А русские народные песни мы пели вместе с мамой, тетушкой и бабушкой. У моей бабушки любимой песней была "Вот мчится тройка почтовая". Но после второго куплета она начинала рыдать. И мы никак не могли допеть. И я плачу, когда слышу или пою эту песню. Больно жалостливый мотив. Бабушка играла на гармошке. Но я этого не застала. Ей пришлось продать гармошку, когда было голодно в семье. 
 
Вот уже два с лишним года я записываю свою новую пластинку на студии Андрея Шепелева, моего коллеги по группе "Кукуруза". Это он первым в России начал играть на пятиструнном банджо и резонаторной гитаре "дОбро" еще в конце 70-х. Теперь у него много последователей и учеников по всей стране. Он даже преподавал банджо американцам в США. Самоучка практически. Но очень талантливый музыкант. Мне с ним хорошо работается в студии, интересно. Я-то тоже самоучка. У меня нет музыкального образования. Я закончила ИНЯЗ и ГИТИС. А музыку сочиняю и аранжирую на слух. Сначала наигрываю на гитаре и записываю на магнитофон. Так и насочиняла песен сто, наверное. Ну может, поменьше. Надеюсь, в следующем году закончу все-таки диск. Там разные песни. Что-то ближе к этно, фолку, а что-то к блюзу. Ну и кантруха, конечно!
 
В мечтах моих вот что. Привезти бы на фестиваль "Кантри Мост" звезд кантри из США! Вот это был бы подарок всем! А я была бы просто на седьмом небе! Осталось только добыть денег на эту затею. Но тут - загвоздка. Я не знаю, где их добыть. Если кто знает, подскажите!
 
Желаю всем добра, мира, радости! Не унывайте, несмотря ни на что! Если загрустите, найдите меня в Интернете, и я приглашу вас на концерт кантри-музыки! Грусть-тоску как рукой снимет!"
 
 

 

PS ВСЕ ПРИХОДИТЕ НА ЮБИЛЕЙНЫЙ ВЕЧЕР ЛАРИСЫ ГРИГОРЬЕВОЙ 7 ОКТЯБРЯ

А больше о ее творчестве вы узнаете на www.facebook.com/larissa.grigorieva  и vk.com/id52732480, и vk.com/club19096260, и www.facebook.com/countrymos