🔹

Преимущества агротуристического бизнеса в России

Природная составляющая

Природа России отличается разнообразием природных условий, множеством рек, озер, полей, чистой окружающей средой, богатыми лесными массивами, многие края богаты на минеральные источники и лечебные грязи. Пейзажи и природные богатства привлекают любителей охоты, рыбалки, пешего туризма и верховых прогулок. Множество памятников истории и культуры, музеев, исторически значимых мест позволяет сочетать агротуризм в России с активным отдыхом и культурно-познавательной программой.

Минимизация издержек

В отличие от других направлений туристской сферы агротуризм имеет свою специфику, которая выражается в минимизации издержек, прежде всего на питание и проживание. Питание в сельской местности обходится в 2-2,5 раза дешевле, чем в городе. Проживание здесь также обходится дешевле, особенно в летний период. Это как минимум вдвое снижает стоимость тура.

Развитие экономики регионов

Сельский туризм позволяет территориям муниципальных образований с низкой налоговой базой повышать сборы в свои бюджеты. Например, Ленинградская область выиграла европейский грант в 135 тыс. евро (примерно 4,7 млн. рублей) с программой "Развитие сети информационных туристических центров в Ленинградской области на 2006–2008 годы". Для сравнения, размер областных средств, направленных на развитие отрасли в 2005 году, составил 2,7 млн. рублей, плюс 1,5 млн. привлеченных средств.

Главная цель этого проекта – развитие экономической составляющей сферы туризма в Ленинградской области. На территории области на эти средства требуется создать сеть из 10 информационных туристических центров, в задачу которых входит не только информировать туристов, они также предназначены помогать с размещением или организовывать экскурсии и работать как центры развития туризма. Очевидно, именно на них и возложат функции организации сельского туризма в области.

Прекращение оттока населения из сел в города и создание международных дружеских связей

С появлением возможности зарабатывать агротуризмом, многие городские жители приняли решение купить усадьбу и жить в деревне. Это важно, потому что именно такие люди с энтузиазмом, любящие свою культуру и природу, способны привлечь и заинтересовать огромное количество туристов, а также создать вокруг себя особую диаспору. Агротуризм - не просто гостиница, а построенный на общении отдых. Приехав туристом, человек уезжает другом. А это именно то, что так нужно нашей стране: интерес со стороны иностранных гостей и тёплые отношения со всеми близлежащими странами.

Несовершенство агротуристического бизнеса в России

Мотивы появления сельского туризма в нашей стране схожи с западными, однако путь развития оказался совершенно иным. Сельский, или экологический, туризм по-европейски предполагает проживание туристов в комфортной усадьбе на лоне ухоженной природы. В России сельский туризм, к сожалению, в большинстве случаев, означает проживание в запущенном доме, средь тягот отсутствия цивилизации.

Европейский сельский туризм быстро стал доходным бизнесом. Так, в Италии на сегодняшний день насчитывается более 10 тысяч хозяйств, предоставляющих подобные услуги, а оборот превышает несколько сотен миллионов долларов.

О прибыли бюджета в России за счет агротуризма пока говорить практически не приходится, в том числе из-за отсутствия четкой маркетинговой и информационной политики по продвижению этого вида туризма.

Далее, законодательство в сфере предоставления агротуристических услуг на данный момент разработано недостаточно, и отсутствие нормативно-правовых актов, которые наделили бы желающих работать для туристов каким-то определённым статусом не вызывает оптимизма. К примеру, на Алтае всего 17 предприятий, оказывающих услуги сельского туризма, зарегистрированы официально, тогда как остальные (а их более сотни) работают нелегально. Из сложившейся ситуации существует единственный выход: узаконить статус сельского предпринимателя и приянться за разработку соответствующих правовых актов.

Однако не только несовершенство российского федерального и муниципального законодательств является препятствием для повсеместного развития агротуристического бизнеса. Серьезные помехи здесь - как плохое состояние российских дорог и неразвитая инфраструктура потенциальных туристических районов, так и высокая стоимость транзитных услуг (авиационного, железнодорожного и водного транспорта), равно как и расплывчатая политика муниципальных органов в отношении организации и регуляции развития туризма.

Продвижение агротуризма в России тормозит также недостаточная разработка пакетов услуг. Решение этой проблемы, по нашему мнению, полностью находится в руках туроператоров, однако туроператоры неохотно сотрудничают с индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги сельского туризма, поскольку согласно последнему Закону о туристической деятельности, ответственность за предоставленные услуги полностью ложится на туроператора.

Другая большая проблема, с которой могут столкнуться туроператоры, заключается не в деньгах и не в ремонте домов, а в людях: жители российской глубинки недоверчивы и боязливы, их сложно уговорить принять у себя туристов. Однако при умело организованной деятельности со стороны муниципальной власти, туристских предприятий (туристических агентств, экскурсионных бюро) будет возможным разработать данный вид туризма. Завлекая роскошными пейзажами иностранных гостей в нашу страну, не мешало бы подумать о качестве предлагаемого им сервиса и жилья.

Читать дальше:

Деревенский отдых - какой он?

Остановить массовый отток населения в город

Современное состояние агротуризма в РФ: пароли и явки

Оригинал статьи на AgroXXI.ru