"Сингента" в Коломенском районе демонстрировала поля овощных гибридов

С 21 по 24 августа 2012 года в пойме реки Ока близ деревни Зиновьево Коломенского района компания «Сингента» проводила мероприятие совершенно нового для нашей страны типа – «Овощной город». Как рассказал менеджер по продажам направления "Овощные культуры" компании "Сингента" Василий Кошель, сопровождавший нас в обзорной экскурсии по миру овощных гибридов, сама идея такого независимо-спокойного формата праздника была взята от зарубежных коллег «Сингенты». Ежегодно в Голландии овощные компании выставляют свои демонстрационные поля, на которые может приехать любой фермер и посмотреть, что предлагает компания, ознакомиться с технологией и семенами и задать свои вопросы.

В этом году «Сингента» впервые проводит такое массовое мероприятие. Первоочередная его цель – показать фермеру, что использование хороших семян, грамотного подхода к выращиванию культур и качественных препаратов для защиты растений позволяет добиться высоких результатов.

Поле «Овощного города» - это площадь в восемь гектаров, на которой представлены 100 гибридов овощных культур. Здесь есть белокочанная, краснокочанная и цветная капуста, свекла, кабачки, огурцы, морковь, томаты, перец, лук, сахарная кукуруза, картофель и даже арбузы. По делянкам с различными культурами специалисты компании проводили для гостей обзорные экскурсии, рассказывая о достоинствах тех или иных гибридов для регионов и раскрывая секреты выращивания.

Василий Кошель рассказывает о пекинской капусте

Мероприятие собрало множество гостей со всей России – из Санкт-Петербурга, Новосибирска, Воронежа и Екатеринбурга, – которые приехали, чтобы наглядно увидеть гибриды, пообщаться между собой и поделиться опытом. Коллеги также обменивались мнениями о текущей ситуации на рынке овощных культур, ведь самая большая проблема агробизнеса – не столько произвести, сколько продать произведенную продукцию.

В «Овощном городе» рассказывали гостям о том, что «Сингента» представляет на российском рынке, где и какие семена можно купить, какие препараты следует использовать для защиты растений. Специалисты охотно делились своим опытом и опытом западноевропейских коллег:  что на данный момент есть в Европе: в Голландии, Польше, Германии.

Василий Кошель рассказал нам, что задача проведения мероприятия состоит в том, чтобы «…свести к минимуму проблемы фермеров: научить, дать совет, поделиться опытом коллег из других регионов, рассказать, что делается в Сибири, Краснодаре, Санкт-Петербурге, может быть, даже помочь продать продукцию. Максимальная задача – свести производителя с конечным покупателем, помочь найти рынок, переработчика».

В конце посещения «Овощного города» нам удалось задать несколько вопросов руководителю клиентского маркетинга региона Север Евгению Копылову..

- Насколько успешно «Сингента» работает в Московской области и, в частности, в Коломне?

- Коломенский район – один из передовых в области. Мы сотрудничаем, например, с коломенскими хозяйствами агрохолдинга «Малино», которые работают на высокотехнологичном уровне. «Малино» предпочитает нас, потому что овощной бизнес – высокорисковый, и требует современных препаратов. Если говорить о картофельном бизнесе в Московской области, то доля средств защиты растений «Сингенты» занимает здесь порядка 50%.

- Что, как вы считаете, мешает развитию овощеводства в России?

- В российском овощеводстве последние 10-15 лет намечается положительная тенденция, это видно как по урожайности, так и по уровню хозяйств: они поднялись, значительно повысилась их рентабельность. Тем не менее, этот бизнес остается в зоне высокого риска, поскольку он зависит как от вложенных в него сил, так и от погоды, и от «завязок» в государственных органах. Крупные холдинги вполне успешны; мелким хозяйствам с ними конкурировать тяжело как по качеству, так и по урожайности, но, тем не менее, и фермеры сейчас занимают свою нишу на рынке.

- Фермеры с большими хозяйствами конкурируют только в плане картофеля, а такие культуры как лук, салат, пекинская капуста – только для мелкого производителя?

- Лук – вопрос в большей степени крупных хозяйств. А что касается высокозатратных овощных культур, то они требуют ручного труда. Холдинги не могут себе позволить такую роскошь, это дорого и требует времени, а технологическая цепочка в больших хозяйствах построена так, что если они займутся этими культурами, то упустят свое целевое направление, поэтому ниша овощных культур принадлежит более-менее крупным фермерам. Продукция, представленная на рынке и в сетевых  супермаркетах – это на 50% продукция севера и юга Московской области. Есть парадокс: в прошлом году в стране было перепроизводство картофеля, а в сетевых магазинах лежала продукция из Израиля, Саудовской Аравии и Голландии. Это вопрос качества: сейчас производители не готовы платить высокую цену за товарное качество картофеля, хотя в будущем мы придем к этому.

- Как вы оцениваете фитосанитарную обстановку на полях? Обострилась ли она в последние годы?

- Да, обстановка обострилась очень сильно. Это объясняется тем, что за последние десять лет сельхозтоваропроизводители отошли от научных основ, перешли «на промышленные рельсы», внося удобрения и не поддерживая севооборот. Чтобы не терять внесенные удобрения, картофель высаживают на том же поле подряд 2-4 года, а этого нельзя допускать ни с научной, ни с практической точки зрения. В результате мы сталкиваемся с болезнями и накоплениями пестицидов одной группы в почве. У нас нет служб, которые качественно контролировали бы этот процесс, а любой сертификат, к сожалению, можно купить. Этому фактору нужно уделять больше внимания.

- Как вы оцениваете свои перспективы на российском рынке овощей?

Сингента Seeds «Овощи» на данный момент еще не включена в глобальную структуру Сингенты, хотя этот момент не за горами. В прошлом году компания сделала большой шаг вперед: мы интегрировались с «Семенами полевых культур». Наш бизнес средств защиты растений сопоставим с бизнесом семян полевых культур. В перспективе – слияние с «Семенами овощных». По сравнению с этими двумя большими бизнесами, овощной бизнес маленький, но затратный. Тем не менее, терять мы его не хотим. Портфель культур у нас постоянно обновляется, есть много перспективных сортов. Нам есть, куда развиваться на этом рынке.

- Какой сегмент клиентов для вас наиболее важен?

Наши заказчики на 50-60%  - крупные хозяйства. Средние хозяйства составляют 20-30% клиентов. Однако, по семенам овощным культурам мы работаем в основном с небольшими фермерскими хозяйствами.

- Каков механизм вашей работы с фермерами?

- Мы постоянно рекламируем свою продукцию на мероприятиях, подобных сегодняшнему. С клиентами мы работаем через дистрибьюторскую сеть, и дистрибьютор контактирует уже непосредственно с фермером. Это не значит, что мы не работаем с клиентами: нет, мы объезжаем хозяйства, у нас есть свои сервисы: техподдержка, мониторинг фитосанитарной ситуации, мы все отслеживаем, разрешаем вопросы рекламации, оказываем консультации. Сейчас мы широко развиваем сервисную программу. Это, например, проведение профессиональных учеб, таких как фитошкола по картофелю и овощным культурам. Мы собираем достаточно подготовленных агрономов, приглашаем  высококвалифицированных ученых из ведущих вузов, зарубежных коллег, и проводим восьмичасовую школу, отвечая на все вопросы агрономов. Эта форма занятий выгодно отличается от семинаров своей углубленностью.

- Ваша компания старается предлагать пакетные услуги – средства и семена?

- Когда мы интегрировались с «Полевыми культурами», идея была предлагать не элементы технологий, а целые технологии, полный цикл: обработку семян, семена, обработку растений, мониторинг, консультации, анализ конечной продукции. По овощным культурам пакетных предложений у нас пока нет, но это есть в перспективе.

- Какие вы видите перспективы для овощной отрасли в стране?

- Отрасль овощей и картофеля шагает вперед большими темпами. На данный момент все зависит от того, не будет ли мешать развитию отрасли ВТО. Если препятствий с этой стороны не возникнет, овощеводство будет активно развиваться. В качестве примера можно привести Брянскую область, которая за три года обогнала Московскую по валовому сбору картофеля.  Однако валовой сбор сейчас никого не интересует, в отличие от качества продукции. Поэтому в магазинах зачастую мы видим импортную продукцию.

 

Свекла "Болтарди"


Цветная капуста экзотической раскраски

Дегустация

Василий Кошель демонстрирует настоящий луховицкий огурец "Отелло F1"

Свекольное поле

Притаившийся арбуз

Журналисты на обзорной экскурсии

Василий Кошель учит выбирать спелый арбуз по ноте "си"

Евгений Копылов, руководитель клиентского маркетинга региона Север

Евгений Копылов показывает капусту

Сахарная кукуруза

Экскурсионная группа

Людмила Старостина