Как томские юристы в разгар пандемии начали промышленное производство вешенки

До 2014 года грибы на российском рынке по большей части были импортными, и, попав под санкции, они исчезли с прилавков. Это дало толчок развитию отрасли внутри страны.

По данным Минсельхоза России, в 2020 году по сравнению с 2019 годом производство грибов увеличилось на 80,2%, до 86,3 тыс. т. Показатель практически в 9 раз превышает уровень 2016 года (9,7 тыс. т).

Регионы — лидеры в данном направлении — Курская область (13,8 тыс. т), Краснодарский край (12,2 тыс. т), Тульская область (10,7 тыс. т), Московская область (7,8 тыс. т). Также активно грибоводство развивается в Ленинградской, Воронежской, Калужской, Ростовской областях и Республике Татарстан.

Грибное дело

Летом прошлого года юристы Артур Иванов и Артем Мишин запустили собственную грибную ферму по производству вешенки в Томской области.

 По их словам, привлекательность проекта заключалась в том, что в России было много свободных ниш для этого бизнеса. А для Томска, расположенного в «транспортном тупике» страны, такое направление вообще было в новинку.

«В пользу вешенки сыграло несколько факторов, в первую очередь финансовый. Так, производство шампиньонов стоит дороже», - рассказали томские предприниматели. К тому же вешенка быстро растет, соответственно, быстро окупаются вложения в бизнес.

Производство запустили в самый, казалось бы, неподходящий период: в конце июля 2020 года, когда лесных грибов было в избытке. Да еще и в пик пандемии коронавирусной инфекции, когда российская экономика заметно просела.

«Мы стартовали в конце неблагоприятного периода: если бы начали в июне, а не в конце июля, то прочувствовали бы все лето. А так ощутили провал только в августе», - отмечает Артем Мишин.

«Нам изначально было интересно стартовать не как мелкое хозяйство, а как производство полного цикла с соблюдением всей технологии. Без современного инженерного оборудования нельзя говорить о прибыли: на ограниченной площади необходимо вырастить максимальное количество продукта для сохранения экономической целесообразности проекта», поясняет он.

Камера для выращивания грибов в хозяйстве занимает 120 кв. м, еще 60 «квадратов» приходится на камеру, где происходит инкубация. Есть чистая зона, где происходит посев, котельная и зона, где происходит термическая обработка лузги. Ну и остальное - это административная часть и зона фасовки с холодильной камерой.

Для приготовления субстрата (материал, в котором будет расти гриб - прим. ред.) с мицелием (грибница - прим. ред.) вешенки подходят опилки лиственных деревьев, сено либо лузга, например, семян подсолнечника.

«Лузга подсолнечника - это идеальный субстрат для грибов. Объем товара в этом случае больше, чем на опилках. Можно растить и на соломе, но беда в том, что она почти вся обработана гербицидами, а вешенка не переносит химию», - подчеркивает Артур Иванов, отвечающий в основном за контроль производства.

Ежемесячно на выращивание 3 т вешенки у предпринимателей уходит около 90 м3 лузги. Ее они закупают на Алтае. Пока такие поставки безальтернативны и ставят грибоводов в зависимость от смежных отраслей. Так, в 2020 году неурожай подсолнечника спровоцировал повышение цен на подсолнечное масло, что повлияло на снижение спроса на этот продукт. Временно алтайские переработчики приостановили его производство, и томские грибоводы остались без лузги на пике спроса на свою продукцию — в январские праздники. Бизнес вытянула способность грибницы давать по две-три волны урожая: пока инкубационная камера была полупустой, камера для выращивания грибов была заполнена полностью.

Обе зоны: и зона термической обработки лузги, и зона посева — считаются чистыми. Каждый раз после посева чистая зона обрабатывается специальным дезинфицирующим средством. Кроме того, за чистоту воздуха отвечают бактерицидные лампы и вентиляционная система с фильтрами, которые не позволяют инородным спорам и насекомым проникать в чистую зону. Фильтрация воздуха здесь почти как в операционных.

«Главный конкурент вешенки - это плесень. Споры плесневых грибов постоянно летают в воздухе. И фишка в том, какая колония первой заселит подготовленный субстрат. Наша цель, чтобы блок заселила колония вешенки. Если она первой заселится и успешно разовьется, то всех остальных конкурентов она вытеснит сама. Однако на начальном этапе ей надо помочь: с этой целью в чистой зоне смонтирован мощный приточный вентилятор, создающий избыточное давление от 50 паскаль. Он просто выталкивает загрязненный воздух из помещения для посева», - поясняет Артур Иванов.

Основная задача промышленного грибоводства сейчас заключается не в конкуренции между хозяйствами, а в формировании спроса на культивируемые грибы, и в Сибири он только формируется, считает Артур Иванов.

Как пишет РБК, в Европе на душу населения потребление составляет от 2,5 до 4 кг культивируемых грибов в год, в России — только около 0,5 кг. При этом в целом средний россиянин потребляет до 4 кг грибов в год — остальной объем приходится на лесные грибы.

«Сейчас наше предприятие производит до 120 кг грибов ежедневно. И по местным меркам нашу ферму вполне можно назвать крупным игроком на рынке», — добавляет Артур Иванов.

Сейчас основная доля томской вешенки, почти 90%, уходит за пределы Томской области. Через распределительные центры крупных ретейлеров вешенка возвращается на томский прилавок, но уже под чужим брендом. Остальная часть расходится по томским общепитам и торговым сетям «Абрикос» и «Быстроном». Предприниматели все же надеются, что рынок оценит по достоинству местную вешенку, и они смогут поставлять на стол томичам грибы прямо с плантации в гораздо большем объеме.

Материал подготовлен Томским филиалом ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам пресс-службы ОГБУ «Аграрный центр Томской области».

(Источник и фото: официальный сайт ФГБУ «Центр Агроаналитики»).