🔹

Гибель или внезапная смена местообитания составляют сегодня до 60 % потерь популяции медоносных пчел. Ученые всего мира ломают головы над причинами столь масштабного явления.

Заболевания пчел, — вирусные, бактериальные, грибковые и паразитарные, — в основном, опасности для человека не представляют. Но есть и ряд исключений. Одно из таких заболеваний — сальмонеллез.

«Пчелы страдают от расстройства пищеварения и могут испражняться в ульях, что для них совсем не свойственно. Загрязняя медовые рамки, они заражают мед, который, собственно, и представляет угрозу для человека», — рассказывает заведующий отделом паразитарных болезней животных ФГБУ «Иркутская МВЛ» Юрий Кондратистов.

Для выявления болезней проводят диагностику, но она не всегда может охватить весь перечень заболеваний. По словам заведующей сектором бактериологии, паразитологии и микробиологии лаборатории диагностики болезней животных ФГБУ «Брянская МВЛ» Оксаны Прохоровой, бактериальные, грибковые и паразитарные возбудители исследуются, но изучение вирусных заболеваний доступно далеко не всем лабораториям. Неизученные болезни победить не представляется возможным. Само же вымирание пчел куда более печальное явление, чем общие с человеком заболевания.

Пчела — главный опылитель фруктовых и ягодных деревьев и кустарников, сельскохозяйственных и дикорастущих цветковых растений. Опылительная деятельность пчел поддерживает видовое разнообразие растительного мира на Земле. До 35 % всего мирового продовольствия появляется благодаря пчелиному опылению. Это эквивалентно 160 млрд евро ежегодно, а ущерб, вызванный исчезновением пчел, оценивается в 400 млрд евро.

Человек как фактор риска

На иммунитете пчел пагубно отражаются нарушения правил разведения и содержания. Многие пчеловоды заставляют пчел трудиться «на износ», но это меньшее из зол. Ядохимикаты представляют угрозу целым пчелиным семьям. Садясь на опыленное пестицидами медоносное растение, пчела может моментально погибнуть. Некоторые токсичные агрохимикаты с отложенным действием позволяют пчеле добраться до улья и занести в него химический нектар, что приводит к гибели всей пчелиной семьи.

Пчелам угрожает и уборка полей комбайнами, насекомые погибают вместе с растениями. Этого можно избежать, если оповещать пчеловодов об уборке заранее и давать им возможность перенести ульи на безопасное расстояние.

В основном в России пчеловодством занимаются частные лица, так что государство уделяет внимание отрасли по остаточному принципу. «Исчезновение пчел приведет к фатальному сокращению многих видов растений, что в свою очередь повлечет видоизменение биосферы. Следствием может стать развитие инфекционных заболеваний, необратимый комплекс экологических и социальных катастроф», — опасается фермер-пчеловод Александр Захожий.

«В России до сих пор нет федерального закона о пчеловодстве. Конечно, многие области приняли свои законодательные акты. Но в случае реальной опасности они без государственной поддержки не справятся», — рассказывает он.

Ученые пока не в силах остановить гибель пчелиных семей. Причина феномена остается загадкой. Но изменить развитие ситуации человеку, повинному в ее возникновении, вполне под силу.

Если в лаборатории выясняется, что пчела умерла от отравления, специалисты начинают анализировать среду вдоль маршрута её полета. Пробы берутся даже из луж, из которых пчела могла пить. Однако химико-токсикологические исследования весьма дорого стоят, так что проще и дешевле перед их проведением узнать, на какие растения распыляли пестициды.

Наукой по пчеловодству

Помимо внешних факторов существуют еще и внутренние причины гибели пчел. Насекомые болеют, и их можно лечить. Наука в этом отношении с каждым годом делает все новые успехи.

«Еще совсем недавно пасеки страдали от варроатоза, а сегодня, благодаря исследованиям, появилась возможность бороться с заболеванием. С каждым днем происходит все меньше и меньше случаев обнаружения вызывающего его клеща. Это подтверждает и эффективность новейших препаратов, которые действуют на возбудителя», — рассказывает Юрий Кондратистов.

Варроатоз — серьезная проблема. Вымирание зараженной семьи происходит чуть ли не моментально. Мертвые пчелы выпадают из ульев, а живые, но пораженные клещами, улетают навсегда.

По словам сотрудников ФГБУ «Брянская МВЛ», огромный импульс отечественной науке придает перенос, — конечно, не слепой и бездумный, — иностранного опыта.
Но как бы хорошо ни развивалась наука, обычным фермерам новаторские методы чаще всего недоступны.

«Мы до сих пор пользуемся наработками времен СССР, — сетует председатель президиума Белгородской региональной общественной организации „Общество пчеловодов“ Виктор Золотарев. — Очень не хватает современных исследований, профилактики и практики лечения заболеваний».

Рассказывая о том, как живут пчеловоды, белгородский эксперт признается, что борьбу с заболеваниями приходится вести практически вслепую. Далеко не все ветлаборатории могут дать по заболеванию точное заключение. Да и определив заболевание, пчеловод все равно вынужден самостоятельно подбирать схему лечения и препараты. Помощи со стороны ждать не приходится. Тем не менее, белгородские пчеловоды не отчаиваются, а совместно с местным управлением ветеринарии разрабатывают методы профилактики и лечения заболеваний, надеясь, что в будущем это поможет улучшить ситуацию.

Улетели навсегда

Еще одной причиной сложившейся в отрасли ситуации участники называют слабое взаимодействие теории с практикой. О необходимости неотложного объединения усилий, направленных на спасение и защиту медоносных пчел, с уверенностью говорит и Александр Захожий. Это способствует сохранению устойчивого развития природы, общества и жизни на всей планете.

«Во-первых, необходимо осознать масштаб угроз, связанных с феноменом гибели и исчезновения пчел. Затем нужно предпринять меры по ликвидации угрозы. В масштабах же России следует создать национальную базу данных для мониторинга коллапса пчелиных семей (КПС). Затем созвать Всероссийский съезд пчеловодов для выработки решения о безотлагательном действии в полном соответствии с масштабом угрозы. Необходимо учредить Национальный комитет по спасению медоносной пчелы, как это сделано с амурским тигром, при президенте РФ с целью изучения причин КПС и ликвидации самой угрозы», — рассказывает он.

В реальности ветеринарные органы действуют по привычной схеме. Например, регулярно осуществляют контроль пасек, а по результатам анализов продукции и на основании паспорта пасеки делают заключения о состоянии пчел и продуктов пчеловодства.
Паспортизация остается одним из самых эффективных методов защиты пчел. Хотя и тут проблем хватает, недостает кадров. Вместе с государством от пчеловодства отходят аграрные вузы.

Анастасия Константинова, «Агробезопасность», № 24

Оригинал статьи на AgroXXI.ru