Олегу Александровичу чуть-чуть за 50, он потомственный пасечник, первый свой пчеловодческий поступок совершил в четвертом классе, поймав в лесу улетевший рой. Уже тогда дед сказал, быть тебе, Олежек, пчеловодом. Так оно и получилось, вернувшись из армии, Олег сам взялся за пасеку. Работал в колхозе трактористом, пересел на КАМАЗ, вспоминает, что за 15 лет ни разу не был в отпуске. Исколесил на своем большегрузе половину Российской Федерации, ответственного парня колхоз обычно отправлял в южные регионы торговать картошкой. Вот и стоял марийский парень на рынках Северного Кавказа, привозя в пустую колхозную кассу мешок с деньгами. Когда колхоз кончился, никуда не сбежал, устроился на работу в школьную котельную, в родной деревне построил дом, завел семью, ну и преуспел в пчеловодстве.
Бывают в этом деле неудачные годы, как нынче из-за непрерывных дождей. Пасечники чуть не плачут - нет взятка, а Петухов спокоен: «без меда не останемся». У его вечно удачного «клева» два «секрета», о которых он рассказывает без утайки. Главное - на природу надейся, а сам не плошай. Не дала непогода этим летом взять «урожай» с главного марийского медоноса — липы и все, сидят мужики на мели. Подводит народ надежда на все готовое.
«Шведский стол» для пчел
А Петухов сам «кузнец своего счастья» - организовал для пчел «столовую», настоящий «шведский стол». Высадил возле дома липовую аллейку, оформил 14 гектаров заброшенной земли рядом с деревней, которые уже вовсю зарастали мелколесьем, и засевает их медоносами. Начинает со скороспелых рапса и горчицы, вручную сеет, едва только сойдет снег, в результате растения зацветают, когда в природе еще и взять то нечего. Через пару недель подсевает, и так несколько раз, чтобы цветение было непрерывным. На медоносном поле чего только нет: фацелия, синяк, клевер, донник и даже плантация иван-чая. Семена кипрея Олег собрал в лесу и своими руками засеял надел. Также и с семенами других трав, берет ведро и собирает, а потом разбрасывает по участку. В итоге с весны до октября пчелам всегда есть чем подкрепиться и угощение на любой вкус. Тут же и зерновые - домашнюю скотину тоже надо кормить. Пшеничка очень хороша, поле чистое - трудолюбивый Петухов не поленился и без всяких гербицидов руками выполол незваных гостей.
Второй секрет «сладкой жизни» - нужно подготовить рои так, чтобы к сезону большого медосбора они находились в оптимальной «спортивной» форме. Это уже вопрос профессионализма, у Петухова, хоть и опыт большой, а стенка в зале забита журналами и книгами по пчеловодству. Говорит, век живи, век учись.
У пасечников свои правила
К сожалению, в отрасли сейчас много случайных людей, которые потянулись сюда за баблом. От того и покупка меда превратилась в лотерею, может мед купишь, может «сладкую кашу». Многие работают в «тени»: пасеки не освидетельствуют, анализов продукции не делают, а, между тем, и сами пчелы могут быть больны, и, казалось бы, полезный мед напичкан свинцом, кадмием, мышьяком, пестицидами и антибиотиками! Или, чтобы первыми выскочить на рынок, хитрованы незрелый мед начинают качать с Петрова дня. Поэтому, чтобы за свои же деньги не заработать проблем со здоровьем, обязательно нужно требовать у продавца два главных медовых документа: ветсанпаспорт на пасеку и качественный сертификат на продукцию.
Петухов мед начал качать только вчера, я попробовал: густой, вкусный, ароматный, да и каким ему еще быть, если здесь собран нектар с сотни разных полезных травок. Кстати, во время экскурсии по пасеке пчелы отомстили хозяину за «экспроприацию», журналиста не тронули, а Петухову досталось и как раз от обитательниц того самого улья, где качали мед. Среднерусские пчелки дамы с характером. Вообще, рассуждает Олег Александрович, наскоком пчеловодство не взять, вникать надо, учиться, еще нельзя жадничать, это касается меда, который пчелам оставляют на зиму и взаимоотношений с соседями. Я, говорит пасечник, всегда заношу им по баночке меда - это такая компенсация за немножко беспокойное соседство.
Работа есть на всех
Так-то бы мед теперь уже пора вовсю качать - Спас на носу, рамки полностью запечатаны, но времени не хватает, - рассказывает хозяин. - Каждый день идут звонки, Александрович, выручай. На своем «Беларуси» Олег выкашивает сенокосы по всей округе, людям хорошо и ему какая-то копейка. И так весь сезон: весной участки вспахать, гребни нарезать, потом сенокос, кому-то что-то привезти, поработать в лесу на делянке. Живность тоже пригляда требует: корова, разнообразная птица. В общем, не до пчел, хорошо, что есть помощники: супруга Юлия Михайловна и сын Максим. Семиклассник, к удовольствию отца, старательно осваивает науку пчеловождения.
Ну, а часть пчеловодческих дел, например, мастерить ульи и рамки приходится оставлять на зиму, когда больше свободного времени. Олег их делает сам, обычно забирается в теплицу, в солнечный день в феврале там тепло как дома, ставит станок и работает. В прошлом году изготовил семь ульев и 200 рамок. Человек он вообще изобретательный - из обрубков бревен, выдолбив сердцевину, смастерил ловушки для ловли роев в лесу. В общем, побольше бы на селе таких мужиков, как Петухов, они сами крепко стоят на ногах и деревни на таких людях держатся.
Автор: Дмитрий Шахтарин
Источник: Марийская правда
