🔹

Изменения устанавливают максимально допустимые уровни (далее - МДУ) остаточного количества 75 ветеринарных лекарственных средств (фармакологически активных веществ и их метаболитов) в пищевой продукции животного происхождения.

Новеллой является установление МДУ остаточного количества ветеринарных лекарственных средств (далее - ВЛС) в переработанной пищевой продукции животного происхождения. Можно рассчитывать на то, что внесенные изменения позволят решить проблему различной оценки результатов лабораторных исследований переработанной пищевой продукции животного происхождения. Например, для остатков энрофлоксацина (фторхинолоновый антибиотик, используемый для лечения животных) в мясной продукции установлено значение МДУ не более 0,1 мг/кг, в том время как еще недавно можно было встретить ситуацию с привлечением производителей переработанной пищевой продукции животного происхождения к административной ответственности за выявленные в переработанной продукции 0,002 мг/кг, что в 50 раз ниже внедренного вышеуказанными изменениями МДУ остаточного количества энрофлоксацина. В этом плане изменения позитивно скажутся на деятельности многих ответственных производителей переработанных пищевых продуктов животного происхождения.

Александр Левиков.

Вступившие в силу изменения также устанавливают, что не допускается содержание в пищевой продукции животного происхождения остатков ВЛС, не указанных в техрегламенте Таможенного союза о безопасности пищевой продукции и/или не зарегистрированных на территориях государств – членов Союза. Указанные изменения особенно актуальны для импортной продукции.

Важно, что для подготовки производителей и продавцов к соблюдению новых требований решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 февраля 2024 г. №13 предоставлено 18 месяцев, течение которых начинается с 10.07.2024. Согласно информации размещенной 09.07.2024 на официальной сайте Евразийской экономической комиссии, в течении указанного срока допускаются производство и выпуск продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными техрегламентами.

По мере готовности к внедрению вышеуказанных изменений производителям и продавцам пищевой продукции животного происхождения необходимо будет привести свои программы производственного контроля основанные на принципах ХАССП в соответствие с новыми обязательными требованиями. Не исключено, что именно с помощью программы производственного контроля и документов о ее исполнении, контрольный (надзорный) органв ближайшие 18 месяцев сможет устанавливать факт, осуществляется выпуск продукции на основе внесенных изменений либо производителем (продавцом) применяется период установленный в решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27 февраля 2024 г. №13.

Вероятно, наибольшие сложности с внедрением в производственную практику вышеуказанных изменений возникнут у владельцев или поставщиков продуктивных животных, изготовителей или поставщиков непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, которые обязаны будут предоставлять информацию о применении ветеринарных лекарственных средств за последние 2 месяца (с указанием наименования ветеринарного лекарственного препарата, действующего вещества, даты последнего применения, сроков выведения из организма животного, установленных инструкцией по применению ветеринарного лекарственного препарата).

Заслуживает внимание также следующая особенность внедряемых изменений, которая заключается в том, что в отношении контроля остаточных количеств 75ВЛС законодателем применено словосочетание «контролируются в том числе в соответствии с информацией об их применении за последние 2 месяца». Полагаю, такой подход может означать, что производственный контроль не должен ограничиваться только получением информации от владельцев или поставщиков продуктивных животных, изготовителей или поставщиков непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения. Следовательно, можно предположить, что отсутствие вышеуказанной информации по обстоятельствам, не зависящим, например, от переработчика сырья животного происхождения, не будет являться основанием для освобождения его от административной ответственности в случае обнаружения контрольным (надзорным) органом превышения МДУ остаточного количества ВЛС в его продукции. В этой связи необходим особо тщательный подход к адаптации изменений в программе производственного контроля. 

В вопросах ответственности за нарушение обязательных требований в отношении остаточного количества ВЛС полагаю, что ничего не поменяется, как правило будет применяться ч.2 ст.14.43 КоАП РФ либо при повторном нарушении часть 3 данной статьи, а также решаться вопрос о признании, например, декларации о соответствии недействительной.

Внесенные изменения, вероятно, позволят практически полностью исключить споры о наличии угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан при установлении превышения МДУ остаточного количества ВЛС в пищевой продукции животного происхождения.

Также, не исключено, что возрастет количество судебных споров по искам переработчиков к изготовителям и/или поставщикам непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения, так как переработчики вынуждены будут реагировать на возможные случаи выявления в их продукции превышения МДУ остаточного количества ВЛС. При этом можно предположить, что, защищая себя изготовители (поставщики) непереработанного сырья животного происхождения могут выбирать тактику защиты своей репутации, которая предполагает доказывание того, что выявленное в переработанной продукции превышение МДУ остаточного количества ВЛС стало следствием использования иного сырья животного происхождения. С учетом особенностей компонента «Меркурий» ФГИС «ВетИС», переработчики могут оказаться в ситуации, когда необходимо будет объяснить происхождение сырья в условиях, когда будет достоверно установлено, что при содержании животных однозначно не использовался ветеринарных препарат, остатки которого выявили в переработанной пищевой продукции животного происхождения. В этой связи определяющее значение будут иметь результаты проверки контрольного (надзорного) органа в отношении как переработчика, так и изготовителя сырья. 

С учетом того, что выше указаны только некоторые особенности вступивших в силу изменений, производителям пищевых продуктов животного происхождения следует, по возможности, еще более ответственно относиться к обеспечению безопасности выпускаемой продукции.

Заглавное фото: Лукьянов Дмитрий, AgroXXI.ru.

Оригинал статьи на AgroXXI.ru