Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии занялся разработкой стандартов продуктов питания из тюленьего мяса. Такая информация появилась на днях в центральных СМИ. По подсчётам учёных, популяция тюленей, моржей, нерп и морских котиков увеличилась, что позволяет начать промышленную добычу без вреда для экологии.
Так как моря Дальнего Востока являются местами обитания этих животных, «Золотой Рог» попросил сотрудников Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра (ТИНРО-Центр) оценить ресурсы морских млекопитающих, а главное, спрос на продукцию из них. Не секрет, что в рационе россиян, в общем, никогда не было этого мяса за исключением китового, и то в эпоху советских времён. Запрет на китовый промысел лишил нас и этого, о чём мало кто сожалеет.
В советское время промысел ластоногих в стране был достаточно активным, но их мясо шло исключительно на корм пушных зверьков. Хотя кое-кто утверждает, что в прежние времена моржовое мясо довольно часто было в продаже на Сахалине и в Москве. С фактическим развалом пушной отрасли, может не во всей России, но на Дальнем Востоке точно, данный промысел ушёл в прошлое.
Есть ли экономический смысл его возрождать? Этот вопрос «Золотой Рог» обсуждает с ведущим инженером ТИНРО-Центра Михаилом Маминовым и заведующим лабораторией проблем рационального использования гидробионтов Альбертом Ярочкиным.
— Мы можем жить как вегетарианцы, но для здоровья человека мясо морских млекопитающих полезно, — считает Михаил Маминов. — Промысел никогда не подрывал популяции. По нашим прогнозам, в настоящее время в Охотском и Беринговом морях ежегодно можно вылавливать до 56 тысяч животных. На сегодня вылавливается около 1-1,5 тыс. штук тюленей, столько же моржа. В основном эти объёмы идут на питание коренных народов Севера.
На добычу морских животных нужна квота, как и на рыбный промысел, которую выделяет Росрыболовство. Вылов ластоногих в СССР всегда был, и прекратился он из-за развала судового зверобойного флота. Сейчас появились частные компании, которые хотели бы возродить промысел, но удовольствие это дорогое, требуются крупные инвестиции. К тому же тюлени не такие большие животные, как киты, и одновременно получить от их вылова большой объём мяса невозможно.
— Михаил Константинович, а вы пробовали продукцию из морских млекопитающих?
— Пробовал, вкусно. Когда хорошо приготовлено, всегда вкусно, но надо уметь готовить.
— Как вы считаете, может ли эта продукция пользоваться спросом у населения?
— Это большой вопрос. Все зависит от технологов. Сначала нужно пробовать, у каждого свой вкус. Кстати, в 1930-х годах консервы из тюленей были очень в ходу, даже из белухи, это китообразные. Из мяса морских млекопитающих делают лекарства хорошего качества. Но, так как все это требует больших капиталовложений, пока желающих развивать это направление нет, — признался учёный.
— А есть ли спрос на эти ресурсы со стороны иностранных компаний?
— На наши ресурсы, по-моему, нет. Раньше морских млекопитающих в большом количестве добывали Норвегия, Финляндия и Канада. Мясо шло на внутренние рынки этих стран и в другие европейские страны. Потом «зелёные» добились запрета, и массовая добыча прекратилась. Насколько мне известно, норвежцы и финны добиваются разрешения на возобновление промысла.
— Мясо морских млекопитающих будет наверняка дорогое, так как это животные, не беру сивучей, небольшие, — говорит Альберт Ярочкин. — Жир у них очень целебный, содержит до 30 % полиненасыщенных жирных кислот. Если его добывать, то надо быстро перерабатывать, чтобы оно не потеряло свою ценность. Этим отличаются все гидробионты. Надо быстро заморозить, упаковать в хорошую, газонепроницаемую плёнку и пр.
— Нужны ли для такого промысла плавбазы?
— Не обязательно.
— Значит, потребуется береговая переработка, близко расположенная к районам промысла?
— Да, из Корякии к нам обращались представители родовой общины малых народностей, чтобы мы сделали техническое обоснование по переработке морских животных. Они спрашивали, как им наладить экономически выгодный промысел и переработку этих объектов не только для себя, но и для рынка. Мы сделали технико-экономическое обоснование. Расчёты показали, что при определённых условиях это может быть экономически оправданным. Потребуются специальные суда, которые можно было бы использовать также для рыбного помысла. Это исключит сезонность в такой работе.
— А кто-либо уже перерабатывает мясо морских животных?
— Несколько лет назад американцы на Чукотке построили завод по производству консервов из мяса моржа в пос. Ларино. Он поработал какое-то время, но сейчас стоит. В Хабаровске есть фирма «Ларга», у которой есть квота на определенное количество нерпы. Они получают из неё хороший пищевой жир, фасуют и продают. Говорят, что пользуется спросом. Насчет мяса не знаю. Они собирались его морозить и обращались к нам за рекомендациями, взяли документацию; чем все закончилось, нам неизвестно
Источник: Газета «Золотой Рог» (Владивосток), Надежда Воронцова
