26 сентября состоялось заседание Общественного совета при Росрыболовстве, посвященное эксперименту по маркировке икры в России, который стартовал 15 апреля 2023 года.
В то время как российские производители в целом готовы к внедрению маркировки икры, не все участники рынка заинтересованы в обеспечении прозрачности и открытости конкуренции, что является стратегической целью маркировки. Такое мнение выразил заместитель председателя Комитета Государственной Думы по защите конкуренции Сергей Лисовский.
«Мы начинали этот проект около пяти лет назад, и за это время маркировка определенно подтвердила эффективность и необходимость. Так, на Кавказе около двух третей всего объема выпускаемой воды до введения маркировки подпадало под категорию контрафакта. Это не значит, что продукция была опасной для здоровья, но из-за неуплаты налогов в итоге страдали добросовестные производители», сказал Лисовский.
Сергей Лисовский заявил, что объединение базы данных Россельхознадзора с «Честным знаком» поможет нормализовать ситуацию на рынке красной и черной икры, позволит отслеживать объемы производства и контролировать возможные нарушения. Он уверен, что маркировка «Честным знаком» станет барьером для браконьеров, но почти не повлияет на стоимость икры – таково заключение НИИ Министерства финансов.
Таким образом, ни производители, ни потребители не потеряют от внедрения маркировки, но это позволит более эффективно бороться с контрафактом и браконьерством.
Сергей Лисовский пояснил, что системы «Меркурий» и «Честный знак» не являются взаимозаменяемыми, и каждая из них выполняет свои задачи. Он считает некорректным возложение на «Меркурий» ответственности за борьбу с контрафактом и браконьерством, так как «Меркурий» отвечает за сырье, а не за конечный продукт. По его словам, совмещение «Меркурия» и «Честного знака» позволит контролировать всю цепочку производства и продажи, и тогда контрафактной икры не будет на прилавках.
Мнение Лисовского поддержал директор Департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромпорга Владислав Заславский. Он отметил, что маркировка товаров позволяет идентифицировать каждую единицу продукции, снижает контрафакт и обеспечивает защиту прав потребителей. Внедрение маркировки позволяет автоматизировать процессы и повысить эффективность управления товарным оборотом.
«Все цели эксперимента по маркировке икры достигнуты. Найдены все технологические решения и апробированы на предприятиях. Выросло и количество участников: сейчас 36 производителей, кроме производителей 14 розничных сетей участвует в эксперименте. Более 4 тысяч участников розничной торговли входят в эксперимент, а всего в эксперименте участвует более 4,5 тысяч участников оборота икры. Уже заказано более 19 тысяч кодов маркировки и промаркировано почти 1 500 единиц продукции. Важно отметить, что участие производителей в процессе маркировки товаров представляет собой не только возможность протестировать технические бизнес-процессы, но и активно влиять на формирование будущих правил игры, связанных с введением обязательной маркировки», - рассказал Владислав Заславский, призвав участников икорного рынка активнее подключаться к тестированию системы.
Пока эксперимент носит добровольный характер, но разрабатывается акт, который предусматривает начало обязательной маркировки красной и черной икры с 1 апреля 2024 года, если такое решение будет принято Правительством РФ.
(Источник: Agro and Food communications. Автор изображения: Анна Медведева, AgroXXI.ru).
