Механизмы законодательного регулирования сферы обращения с отходами животноводства требуют совершенствования

В Совете Федерации обсудили законопроект о продуктах жизнедеятельности сельскохозяйственных животных, внесенный сенаторами и депутатами.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин провел совещание о проекте федерального закона «О продуктах жизнедеятельности сельскохозяйственных животных и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Законопроект был внесен в Государственную Думу сенаторами РФ Анатолием Артамоновым, Алексеем Майоровым, Сергеем Митиным, Михаилом Афанасовым, Виктором Новожиловым и депутатом Государственной Думы Владимиром Кашиным.

Сергей Митин обратил внимание, что с 2016 года российские сельхозтоваропроизводители сталкиваются с проблемой неоднозначного толкования законодательства в области обращения с отходами производства и потребления применительно к продуктам жизнедеятельности животных (навоза и помета). Например, многие аграрные производители получают штрафы за вред окружающей среде. Эта ситуация уже стала угрожать экономической стабильности таких предприятий.

Сенатор сообщил, что в конце 2021 года в Совет Федерации поступили многочисленные обращения руководителей высших органов исполнительной власти субъектов Федерации о необходимости совершенствования механизмов законодательного регулирования сферы обращения с отходами животноводства. «Выезжая в регионы, встречаясь с сельхозтоваропроизводителями, мы каждый раз слышим об этой проблеме».

В этой связи, отметил Сергей Митин, сенаторы совместно с наукой и отраслевыми объединениями животноводов подготовили проект федерального закона «О продуктах жизнедеятельности сельскохозяйственных животных и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Его цель - формирование отдельного специального регулирования обращения продуктов жизнедеятельности сельскохозяйственных животных (навоза и помета) и исключения этого объекта из‑под действия законодательства об отходах производства и потребления, при условии если указанный объект является сырьем для производства органического удобрения, предназначенного для повышения плодородия почв.

Сергей Митин отметил, что в соответствии с официальными разъяснениями Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, в случае отнесения навоза, помета и других органических веществ, и материалов, образуемых в животноводстве, к продукции и использования их в качестве промежуточных (побочных) продуктов, на них не распространяются требования природоохранного законодательства.

«На практике разъяснения профильных министерств не принимаются во внимание Росприроднадзором. При этом судебные органы при обжаловании действий контрольно-надзорного органа выносят противоречивые судебные акты. В одном случае продукция жизнедеятельности признается сырьем или побочной продукцией, а в другом отходом, подлежащим учету, поскольку он внесен в Федеральный классификационный каталог отходов», - пояснил Сергей Митин.

В мероприятии приняли участие сенаторы Российской Федерации, представители профильных министерств и ведомств, профессионального и научного сообщества.

(Источник: официальный сайт Совета Федерации РФ. Фото: pixabay.com).