🔹

Внесенный Правительством РФ в Госдуму проект № 465407-6 предусматривает отказ от деления земель на категории. Рассмотрим, какие вопросы предлагается решить с помощью нового закона.

Категория земель в России — это часть единого государственного земельного фонда, выделяемая по основному целевому назначению и имеющая определенный правовой режим. В настоящее время все земли в зависимости от целевого назначения подразделяют на семь категорий:

• сельскохозяйственного назначения;

• населенных пунктов;

• промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

• особо охраняемых территорий и объектов;

• лесного фонда;

• водного фонда;

• земли запаса.

Кроме категорий существует ещё и разрешенный вид использования земли. Разрешенных видов использования несколько: под индивидуальное жилищное строительство, под садоводство, под сельскохозяйственную деятельность и т. д. Список этот достаточно обширный. Земли различных категорий могут иметь один и тот же разрешенный вид использования. Например, земли поселений и земли сельскохозяйственного назначения могут быть использованы для ведения личного подсобного хозяйства.

Процедура изменения категории земельного участка на сегодняшний день довольно сложна, длительна и требует существенных финансовых затрат. Регулирование данного процесса осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», который определяет механизм, перечень необходимых документов, уполномоченные органы. Однако на практике государственные органы, уполномоченные на рассмотрение ходатайства заинтересованного лица о переводе земельного участка в другую категорию, запрашивают огромное количество дополнительных документов и согласований, сама процедура занимает очень длительный период времени.

Что предлагает проект закона для изменения ситуации?

1. Исключить из действующего законодательства понятие «категория земель», сохранив процедуру установления в правилах землепользования и застройки территориальных зон.

2. Установить особо охраняемые категории земель: земли лесного фонда, земли водного фонда, земли особо охраняемых природных территорий, порядок изменения границ которых устанавливается Правительством РФ в соответствии с федеральными законами.

3. Усилить гарантии сохранения и защиты сельскохозяйственных угодий, в том числе путем установления в отношении территориальных зон сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственных регламентов, которыми должны быть определены виды разрешенного использования земельных участков в границах таких территориальных зон, запрета изменения границ особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, которые определены субъектами РФ.

4. Установить порядок определения видов разрешенного использования земельных участков как в соответствии с регламентами использования территорий, так и в случаях, когда на отдельные виды территорий действие регламентов использования территорий не распространяется или такие регламенты не устанавливаются.

Основные цели законопроекта — снижение барьеров для застройки, улучшение предпринимательского климата в сфере строительства. Полагаем, что при достаточно проработанном механизме реализации данные цели вполне могут быть достигнуты.

Оригинал статьи на AgroXXI.ru