И на сегодняшний день действительно существует ряд программ по выделению субсидий. Причем ряд программ был утвержден только в прошлом году. В качестве примера можно назвать Приказ Минсельхоза России от 21.09.2015 N 430, устанавливающий правила предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на реализацию перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе в рамках подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие», Приказ Минсельхоза России от 26.10.2015 N 493, устанавливающий правила предоставления субсидий федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим свою деятельность в области сельского хозяйства, и другие. Однако получить субсидию возможно только при отсутствии задолженности по налогам и сборам.
Почему важно отсутствие задолженности?
Получение любой субсидии предполагает предоставление целого комплекта документов, к которым, в частности относятся следующие:
— сведения о государственной регистрации права собственности на производственные помещения, использование которых предусматривается при реализации инновационного проекта, либо о договоре аренды таких производственных помещений;
— пояснительная записка;
— технико-экономическое обоснование затрат;
— обоснование наличия преимуществ перед аналогичными уже реализованными или реализуемыми проектами;
— бизнес-план;
— выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, выданная налоговым органом не позднее чем за тридцать дней до даты заявки;
— справка об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, выданная на дату не позднее чем за тридцать дней до даты подачи исполнителем инновационного проекта заявки.
В целом, комплект документов может быть достаточно широким, в зависимости от вида субсидии, но практически для всех случаев предоставления субсидий характерен такой документ как справка об отсутствие задолженности по уплате налогов и сборов. Ведь для государства важно, чтобы из средств субсидии денежные средства были направлены по целевому назначению, а не пошли, например, на уплату налогов.
Предоставление субсидий реализуется по следующему алгоритму:
1. Необходимо узнать о действии федеральных и региональных программ субсидирования.
2. Необходимо собрать комплект документов, необходимый для предоставления субсидии.
3. После этого необходимо подать и зарегистрировать документы.
4. Органы власти и местного самоуправления рассматривают документы и принимают заявление к рассмотрению или отказывают в его принятии;
5. После этого принимается решение о том, соответствуют ли документы установленным требованиям или нет. Если документы соответствуют, то готовится соответствующее решение и платежные документы направляются в соответствующее подразделение Минфина для выделения субсидии.
Если документы не соответствуют, то заявителю предоставляется уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги.
Причины отказа могут быть различными, как формальными, так и несоответствие документов требованиям законодательства, и причина может скрываться как раз в наличии задолженности по налогам и сборам.
Как получить справку об отсутствии задолженности
по налогам и сборам?
Справка об отсутствии задолженности формируется по всем налогам и сборам, уплаченным налогоплательщиком на основании Приказа Минфина России от 02.07.2012 N 99н «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)».
Для того, чтобы получить такую справку необходимо следовать алгоритму:
1. Нужно убедиться в том, что задолженность по налогам и сборам отсутствует, для этого целесообразно провести сверку по налогам и сборам. Документом, свидетельствующим об отсутствии задолженности будет является акт сверки взаиморасчетов, который покажет, что задолженность действительно отсутствует.
2. В некоторых случаях если имеется одновременно и задолженность и переплата, придется проделать дополнительную работу: провести зачет между налогами или же доплатить недоимку, одновременно написав заявление на возврат переплаты. Быстрее всего по практике можно урегулировать вопрос путем оплаты задолженности.
После того, как налогоплательщик полностью уверен в отсутствии задолженности, можно получить и справку об отсутствии задолженности.
3. Для получения справки нужно подать заявление в инспекцию ФНС России по месту его учета. Письменный запрос о представлении справки может быть представлен заявителем непосредственно или направлен по почте. Кроме того, запрос о выдаче справки на бумаге можно направить в ИФНС с помощью сервиса «Личный кабинет налогоплательщика — юридического лица» (ЛК), размещенного на сайте ФНС (http://lkul.nalog.ru/)
Что нужно указать в справке?
— полное наименование, ИНН и адрес вашей организации
— дату, на которую запрашиваются сведения об отсутствии задолженности. Если ее не указать или указать более позднюю, чем дата подачи запроса, то справку выдадут по состоянию на дату регистрации запроса в ИФНС (п. 167 Регламента ФНС)
— способ получения справки (лично представителем организации или по почте). В случае когда способ в запросе не выбран, справку отправляют почтой (п. 165 Регламента ФНС);
— Ф. И.О. представителя организации, подписавшего запрос
В случае, если в письменном запросе о представлении справки не указан способ получения справки, указанная справка направляется заявителю по почте.
4. Справка представляется в течение 10 рабочих дней со дня поступления в инспекцию ФНС России соответствующего письменного запроса.
Но на практике бывают случаи, когда налогоплательщик уплачивает все налоги и сборы, но ввиду технических ошибок, споров с налоговыми органами в отношении сальдовых остатков на счетах налогоплательщика. Поэтому можно обжаловать отказ в выдаче справки или выдачу с наличием задолженности в вышестоящем налоговом органе или в судебном порядке.
Как оспорить включение в справку задолженности по налогам?
Для того, чтобы оспорить наличие задолженности по налогам, необходимо собрать все доказательства, что налоги были уплачены. В качестве таких доказательств могут служить:
— платежные поручения;
— декларации;
— ответы на требования налогового органа;
— акты сверки взаиморасчетов.
Данные документы необходимо представить в налоговый орган по месту учета налогоплательщика, если решить вопрос не получится, то стоит направить жалобу в вышестоящий орган. Однако по практике, вышестоящий орган очень часто занимает позицию нижестоящего налогового органа. После этого необходимо подать исковое заявление в суд.
В исковом заявлении должны быть указаны:
1) наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление;
2) наименование истца,
3) наименование ответчика, его место нахождения
4) требования истца к ответчику со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты, а при предъявлении иска к нескольким ответчикам — требования к каждому из них;
5) обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства;
6) цена иска, если иск подлежит оценке;
7) расчет взыскиваемой или оспариваемой денежной суммы;
8) сведения о соблюдении истцом претензионного или иного досудебного порядка, если он предусмотрен федеральным законом или договором;
9) сведения о мерах, принятых арбитражным судом по обеспечению имущественных интересов до предъявления иска;
10) перечень прилагаемых документов (статья 125 АПК РФ).
И на сегодняшний день существует положительная практика в отношении споров по предоставлению субсидий при фактической отсутствии задолженности по налогам.
С кем и как судиться для получения субсидии?
Самым распространенным вариантом является судебный спор с налоговым органом.
1. Судебные споры с налоговым органом
Если налоговый орган не выдает справку об отсутствии задолженности или выдал справку с наличием долгов, то в судебном порядке можно оспорить такую справку. В качестве примера можно назвать Постановление ФАС ДВО от 31.01.2014 N Ф03-6878/2013 по делу N А51-10068/2013. Налоговый орган отказывался включить в справку сведения о том, что исполнение решения налогового органа приостановлено определением арбитражного суда. А этом означает, что возможно, доначисления были неправомерными. Суд отметил, что установленные арбитражным судом в порядке ст. ст. 90, 91 АПК РФ обеспечительные меры являются обязательными для органов государственной власти, и признал действия ИФНС по отражению в справке спорной задолженности незаконными.
2. Судебные споры с органами исполнительной власти и местного самоуправления
Сельхозпроизводитель также может оспорить неправомерный отказ в предоставлении субсидии на основании наличия информации о задолженности по налогам и сборам. В качестве примера можно назвать Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31.08.2015 N Ф01-3371/2015 по делу N А29-7069/2014. Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства «Диньель» обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Республике Коми в лице Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми о взыскании субсидии на выполнение кадастровых работ в сумме 257 287 рублей. И суд удовлетворил исковые требования, поскольку доказательства наличия у главы хозяйства долга по обязательным платежам либо иных оснований для отказа в выплате субсидии отсутствуют.
Аналогичный спор был рассмотрен уже в этом году в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.02.2016 N Ф04-70/2016 по делу N А46-9607/2015. В этом споре суд пришел к выводу о том, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия субъекта РФ неправомерно отказало главе крестьянского (фермерского) хозяйства в предоставлении субсидии, сославшись на наличие задолженности по налогам и сборам. Глава КФХ Петросян Л. О. оплатил все недоимки по налогам и с этого дня его обязанность по уплате налога в силу положений подпункта 3 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации считается исполненной. В связи с тем, что ОАО «Сбербанк России» выполнило обязательства по переводу средств на счет Федерального казначейства только 15.07.2015, справка N 234482 не отражает фактическое состояние расчетов главы КФХ Петросян Л. О. с бюджетом. Исходя из этого суды признали, что на момент обращения с заявлением о предоставлении субсидии глава КФХ Петросян Л. О. фактически соответствовал критериям получателей субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, в частности, не имел задолженности по налогам, пеням, штрафам перед бюджетом.
Данные судебные споры подтверждают, что выдача справки с наличием задолженности или отказ в предоставлении субсидии всегда может быть обжалован, ведь как говорится, «кто борется, тот побеждает»…
В заключение необходимо посоветовать постоянно проводить сверку взаиморасчетов с налоговым органом, что позволит своевременно контролировать платежи, а также получать справку об отсутствии задолженности, которая необходима для получения субсидий. Но и если справка выдана с ошибками или же в субсидии отказано, то всегда возможно отстоять свою позицию в суде.
Екатерина Шестакова
К.ю.н.
Генеральный директор
ООО «Актуальный менеджмент»
