🔹

Маркетинговое агентство «Клеффманн-Агростат» подвело итоги ежегодного исследования тенденций развития сельского хозяйства России «Трендмонитор». Исследование проводили в ноябре-декабре 2014 г. В нем приняли участие главные агрономы и руководители 406 хозяйств из 52 регионов РФ.

В рамках исследования респондентам задавали главный вопрос: «Какие риски в вашей деятельности вы видите в ближайшие 10 лет?»

Рейтинг рисков

Как показало исследование, лишь 5% аграриев не видят какой-либо серьезной опасности для ведения бизнеса. Остальные 95% опрошенных выделяют несколько основных факторов риска для работы хозяйств.

Главный риск по итогам опроса — это погодные условия. Более половины участников исследования выразили беспокойство по этому поводу. Погодные условия — это неконтролируемый риск. Среди контролируемых первое место занимают цены. Вопрос изменения рыночных цен в целом по России волнует 27% аграриев.

Третье место в общероссийском рейтинге аграрных рисков респонденты отдали экономической ситуации в целом — ею обеспокоены в 26% хозяйств.

Политический климат в стране и политика в области сельского хозяйства волнует 7% аграриев РФ. Столько же опрошенных выразили беспокойство по поводу уменьшения субсидий и господдержки. Около 6% респондентов отметили, что видят риск потери платежеспособности их хозяйств, 5 % выделили фактор доступности квалифицированной рабочей силы.

Среди других рисков, которые называли участники исследования, — повышение себестоимости производства продукции сельского хозяйства, устаревшая техника и оборудование и проблемы собственности на землю.

Региональный срез

Важность каждого конкретного риска заметно меняется в зависимости от региона расположения хозяйств. Если погодные условия на первом месте во всех регионах РФ, за исключением Северо-Западного федерального округа (ФО), где на первой позиции изменение рыночных цен, то далее рейтинг рисков в каждом ФО свой.

В Поволжье, на Урале и в Северо-Западном ФО второй по важности риск — это экономическая ситуация в стране. На Дальнем Востоке на втором месте — уменьшение субсидий, в остальных регионах, как и в целом по РФ, — изменение рыночных цен.

Третью строчку в региональных рейтингах рисков отдали под экономическую ситуацию в Сибири, на Юге России, в Центре и в Черноземье. А в тех регионах, где этот риск оказался на втором месте, на третью строчку переместилось изменение рыночных цен. Лишь в Северо-Западном ФО третьим по важности оказался риск платежеспособности хозяйств.

Этот округ выделился в рейтинге и по четвертой позиции — только сюда северо-западные аграрии отнесли погодные риски. На Юге России четвертым по важности риском стал кризис на Украине и в России, на Дальнем Востоке — экономическая ситуация в стране, в Поволжье — уменьшение субсидий. Остальные регионы, как и вся РФ, на четвертую строку рисков поставили политический климат.

Лишь на Юге России и в Поволжье проблемы политики в области сельского хозяйства оказались на пятом месте. Последнюю строчку в Топ-5 региональных рисков на Дальнем Востоке занял вопрос доступности квалифицированной рабочей силы, а в Сибири — платежеспособность хозяйств. В Северо-Западном ФО, на Урале, в Центральной России и в Черноземье пятую позицию отдали риску уменьшения субсидий, как и в целом по стране.

Общероссийский рейтинг аграрных рисков

Число оптимистов

Интересная картина вырисовывается, если проанализировать по регионам количество ответов: «Я не вижу какого-либо серьезного риска для моей деятельности». Например, в Новгородской области так ответили 100% опрошенных.

В других регионах оптимистов уже в разы меньше: в Амурской и Рязанской областях — по 22 %, в Курской — 20, в Татарстане — 18, в Чувашии — 17, в Мордовии — 14, в Брянской и Воронежской областях — по 12, в Самарской — 11, в Тамбовской — 10, в Омской — 8, в Кировской — 6, а в Саратовской области, Алтайском и Краснодарском краях — по 5%.

Число «довольных» аграриев по регионам — важный показатель. Он помогает понять уровень местной поддержки и ситуацию с наличием благоприятного бизнес-климата в регионе.

Марина Филимонова, руководитель исследовательской группы «Клеффманн Групп»

Оригинал статьи на AgroXXI.ru