«Национальный стандарт США раскрытия информации о биоинженерных продуктах, который требует от компаний маркировать ГМ-продукты и напитки определенным способом, является незаконным и должен быть аннулирован, а затем пересмотрен», говорится в иске, поданном коалицией розничных продавцов и некоммерческих экологических организаций, требующих ужесточить законы о маркировке ГМО

Новый закон о стандартах маркировки ГМ-продукции, который ступает в силу в США в январе 2020 года, определяет биоинженерные продукты следующим образом; «…содержат обнаруживаемый генетический материал, который был модифицирован с помощью определенных лабораторных методов и не может быть создан с помощью обычного разведения или в природе».

Определение породило бурные дебаты с противниками ГМО в целом и новой маркировки в частности. Группы анти-ГМО утверждали, что такое определение запутает потребителей, привыкших к более устоявшемуся определению такой продукции – ГМО, а не «биоинженерная».

27 июля группа эко-активистов вместе с представителями розничной торговли со сходными взглядами подали в северном округе Калифорнии иск против Минсельхоза в лице Сонни Пердью и других лиц, ответственных за принятие решения закона о новом стандарте.

Цель иска состоит в том, чтобы суд объявил правила незаконными и аннулировал их, а затем возвратил на доработку, прокомментировал Джордж Кимбрелл, юридический директор Центра по безопасности пищевых продуктов и адвокат по делу.

«Закон должен охватить все продукты, произведенные с генной инженерией, а не только те, с обнаруживаемыми ГМ ингредиентамм в конечном продукте посредством текущих ДНК-тестов. Мы хотели 6ы видеть типы раскрытия, которые всегда делались для маркировки продуктов питания в виде текста, а не беспрецедентное использование штрих-кодов и дискриминационное требование иметь смартфон для сканирования этикетки пищевых продуктов.

Мы также хотели бы, чтобы маркировка была осмысленной и понятной, используя термины, которые потребители знают и с которыми знакомы: ГМО, а не «биоинженерия». Обратите внимание, что все озвученные моменты – не только наши предпочтения с политической точки зрения, но и то, что требует закон, который сейчас нарушен Минсельхозом».

Истцы приводят четыре основных аргумента.

1. Требование от пищевых компаний использовать термин «биоинженерия» - хотя потребители и другие правительственные учреждения, такие как ЕРА и само Министерство сельского хозяйства США, регулярно используют термин «генноинженерный» - «…произвольно, и вопреки требованиям в Законе об информировании потребителей – применять простые формулировки, не соответствует Закону».

2. Новый стандарт не может «выполнить основную цель в Законе информирования потребителей» о ГМ-ингредиентах, поскольку большинство пищевых продуктов, содержащих компоненты из генетически модифицированных культур не будут промаркированы. Стандарт санкционирует маркировку компонентов из генетически модифицированных культур, только если они содержат обнаруживаемый посредством ДНК-теста генетический материал.

А это означает, что наиболее высоко рафинированные ингредиенты из ГМ-культур, такие как кукурузный сироп фруктозы, рафинированные соевого масло и сахар могут пройти без соответствующей маркировки. И это, как пишут истцы, выглядит как издевательство. «Подавляющее большинство ГМ продуктов – это продукты с высокой степенью переработки ГМ-ингредиентов, такие как газированные напитки и масла. На них, по некоторым оценкам приходится, более 70% всех ГМ продуктов питания».

3. Разрешение USDA допускать электронное или цифровое раскрытие информации на этикетках (например, посредством QR-кодов), не требуя дополнительной маркировки на упаковке, «…дискриминирует по меньшей мере 20% взрослого населения США, в первую очередь бедных, пожилых сельских граждан и представителей общин, которые не обеспечены смартфонами в собственности или живут в районах с плохим доступом к интернету».

4. Производители и розничные продавцы сейчас имеют «право первой поправки» маркировать продукты питания, произведенные с помощью генной инженерии или генной инженерии. Тем не менее, в новом стандарте это право пытаются ограничить несколькими способами, предоставляя только ограниченные варианты добровольной маркировки. Например, фирмы могут использовать лишь такие фразы, как «полученный из биоинженерии», если они хотят сообщить, что используют ГМ-ингредиенты, даже если сам генетический материал не обнаруживается.  

(Источник и изображение с новым логотипом ГМ-продукции: www.foodnavigator-usa.com. Автор: Элейн Уотсон).