В 2013 году производство водки в России сократилось на 12,3%, пива — на 8,5%

 

Производство водки в России сокращается, однако это не значит, что россияне перестают пить. Они переходят на суррогат. Причина этого в повышении акцизов на алкогольсодержащую продукцию, пишет www.gazeta.ru.

Рынок легальной алкогольной продукции в России в 2013 году снизился. По данным, опубликованным на этой неделе Федеральной службой государственной статистики, объемы производства коньяка с 2012 года упали на 23,9%, водки — на 12,3%, пива — на 8,5%, вина — на 7,7%. Такие показатели стали прямым следствием политики повышения акцизов на алкогольсодержащую продукцию.

 

С 2010 года в качестве меры по борьбе с употреблением суррогатной алкогольной продукции в России установили минимальную цену на водку. Акцизы на алкогольную продукцию массового потребления, а именно водку и пиво, росли в течение последнего десятилетия в среднем на 10% в год, однако 2011–2012 годы стали для алкогольных производителей по-настоящему особенными. Пытаясь снизить популярность пива среди россиян, в 2012 году правительство подняло налоговую планку больше чем в три раза, увеличив пошлину на литр безводного этилового спирта в пиве крепостью от 0,5 до 8,6% с 3,6 до 12 руб.

 

Годом позже суровые ограничительные меры коснулись и производителей ликероводочных изделий: с 2012 по 2013 год пошлина выросла почти на 60%.

Эксперты говорят, что производителям как слабоалкогольной продукции, так и крепких напитков пришлось несладко. «Такого интенсивного повышения ставки, которое наблюдается в последние годы, наверное, не было за всю историю существования водочного рынка», — говорит председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров.

 

Стоит отметить, что и в дальнейшем акцизы будут неуклонно расти. Так, в продукции крепостью выше 9% в 2013 году ставка составила 400 руб., в 2014-м она будет равна 500 руб., а в 2015-м составит уже 600 руб. Это означает, что акцизы на крепкие алкогольные напитки в следующем году вырастут на 25%, а еще через год — на 20%. Такая же ситуация происходит и на рынке пива: в 2014 году налоговая ставка будет равна 18 руб. на литр безводного этилового спирта, а в 2016 году — уже 21 руб.

 

Подобные заградительные меры ударили по производителям, но не факт, что внесли вклад в борьбу с алкоголизмом среди граждан.

«Государственная политика регулирования оборота алкогольной продукции имеет две основные цели — снижение потребления алкоголя в силу сокращения спроса из-за удорожания продукции и повышение налогооблагаемой базы, — поясняет Андрей Ерин, директор по корпоративным отношениям пивоваренной компании «САН ИнБев». — Пятикратное повышение акцизов на пиво с 2009 по 2013 год привело к «переключению» потребителя на крепкие напитки, стоимость которых при пересчете на содержание чистого алкоголя стала значительно ниже пива. Это стало причиной того, что

доля крепких алкогольных напитков на потребительском рынке России в 2012 году при пересчете на содержание чистого спирта превысила 60%. Это полностью противоречит государственной концепции по борьбе с алкоголизацией населения».

 

 «Производители говорили, что нельзя так резко повышать ставку, поскольку рост акцизов не соответствует росту зарплат покупателей. Поэтому потребители начинают переходить с легальной продукции на нелегальную и суррогатную продукцию», — говорит Добров. С таким мнением согласен и Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА). «Легальную водку сделали недоступной для значительной части населения, — рассказывает эксперт. —

 

Стоимость одной бутылки водки с 2009 по 2013 год увеличилась в три раза, уровень доходов населения почти не увеличился, соответственно, такой рост цен привел к снижению покупок в легальной и нелегальной рознице и, конечно, к повышению продаж на рынке суррогатов.

На сегодняшний момент наш алкоголь остается самым дорогим в мире для своего населения».

 

Как говорит Дробиз, рынок алкогольных напитков принято делить на три сектора: легальную, нелегальную и суррогатную продукцию. «Суррогаты — спиртосодержащие жидкости двойного назначения, это самогон, аптечные настойки и подпольная водка, производимая в гаражах и продаваемая с рук», — говорит Дробиз. По оценкам ЦИФФРА, доля легальной водки на рынке этого продукта за последние два десятилетия не превышала 50%, а в настоящее время она не доходит и до 35%.

 

«В 2009 году объем рынка суррогата составил около 450–500 млн литров, в 2013 году — уже 800 млн, в 2014 году будет выпито уже около 1 млрд литров. Рынок суррогатов — это гигантский рынок, который замещает сегодня и легальную водку, и нелегальную. Даже нелегальная продукция теряет в объеме за счет того, что часть населения по мере ее подорожания уходит в суррогатный сегмент», — рассказывает Дробиз. Таким образом, по мнению эксперта, выходит, что в легальном секторе алкогольной продукции остались только те люди, которые готовы покупать крепкие напитки за высокую и очень высокую цену.