Производство водки в России сокращается, однако это не значит, что россияне перестают пить. Они переходят на суррогат. Причина этого в повышении акцизов на алкогольсодержащую продукцию, пишет www.gazeta.ru.
Рынок легальной алкогольной продукции в России в 2013 году снизился. По данным, опубликованным на этой неделе Федеральной службой государственной статистики, объемы производства коньяка с 2012 года упали на 23,9%, водки — на 12,3%, пива — на 8,5%, вина — на 7,7%. Такие показатели стали прямым следствием политики повышения акцизов на алкогольсодержащую продукцию.
Годом позже суровые ограничительные меры коснулись и производителей ликероводочных изделий: с 2012 по 2013 год пошлина выросла почти на 60%. Эксперты говорят, что производителям как слабоалкогольной продукции, так и крепких напитков пришлось несладко. «Такого интенсивного повышения ставки, которое наблюдается в последние годы, наверное, не было за всю историю существования водочного рынка», — говорит председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров. Подобные заградительные меры ударили по производителям, но не факт, что внесли вклад в борьбу с алкоголизмом среди граждан. «Государственная политика регулирования оборота алкогольной продукции имеет две основные цели — снижение потребления алкоголя в силу сокращения спроса из-за удорожания продукции и повышение налогооблагаемой базы, — поясняет Андрей Ерин, директор по корпоративным отношениям пивоваренной компании «САН ИнБев». — Пятикратное повышение акцизов на пиво с 2009 по 2013 год привело к «переключению» потребителя на крепкие напитки, стоимость которых при пересчете на содержание чистого алкоголя стала значительно ниже пива. Это стало причиной того, что доля крепких алкогольных напитков на потребительском рынке России в 2012 году при пересчете на содержание чистого спирта превысила 60%. Это полностью противоречит государственной концепции по борьбе с алкоголизацией населения». Стоимость одной бутылки водки с 2009 по 2013 год увеличилась в три раза, уровень доходов населения почти не увеличился, соответственно, такой рост цен привел к снижению покупок в легальной и нелегальной рознице и, конечно, к повышению продаж на рынке суррогатов. На сегодняшний момент наш алкоголь остается самым дорогим в мире для своего населения». «В 2009 году объем рынка суррогата составил около 450–500 млн литров, в 2013 году — уже 800 млн, в 2014 году будет выпито уже около 1 млрд литров. Рынок суррогатов — это гигантский рынок, который замещает сегодня и легальную водку, и нелегальную. Даже нелегальная продукция теряет в объеме за счет того, что часть населения по мере ее подорожания уходит в суррогатный сегмент», — рассказывает Дробиз. Таким образом, по мнению эксперта, выходит, что в легальном секторе алкогольной продукции остались только те люди, которые готовы покупать крепкие напитки за высокую и очень высокую цену.
