🔹

Причём дважды. Первый раз – увидев изобилие продуктов, немыслимое при советской власти. Второй – узнав, из чего они сделаны. Молоко из порошка, сливочное масло из пальмового субстрата, колбаса из того, о чём вообще лучше не думать. Всё это приметы эпохи рыночного насыщения, переходящего в пресыщение. Вот поэтому ностальгия по настоящему мучает всё сильнее.

Скитание по торговым точкам в поисках натурпродукта превращается в поход по минному полю. У нас шансов купить качественную молочку, как у производителей этих суррогатов – попасть в Царствие небесное. Причём этот моральный недуг дошёл до самых отсталых слоёв общества. Недавно приобрёл баклажку молока на рынке у бабуси из категории «божьи одуванчики». Она уверяла, что свойское молочко от любимой Зорьки. А оказалось, что этот продукт белого цвета не скисся даже за две недели. Вот таких бурёнок в виде мешка с порошком пасут современные бабульки, чтобы срубить неплохие «бабульки» на нас, доверчивых. Покупайте молоко непосредственно в сельских подворьях, где держат корову, и будет вам счастье. И это не факт. Даже бывая летом в деревне, часто налетал на обез­жиренное молоко. Чему удивляться, ведь цена сепаратора начинается от двух тысяч рублей, а цена обмана – нажитые «непосильным трудом» десятки тысяч за сезон. Что же говорить о крупных перерабатывающих предприятиях, которые делают миллионы на фальсификате. Власть прекрасно понимает, чем всех нас травят, извините, кормят. Так что и мечтать в этой ситуации о здоровой нации не приходится.

– Качественного молока на рынке катастрофически не хватает, – заявил на одном из последних административных советов руководитель Липецкой области Олег Королёв. – На первый взгляд, у нас всё есть. Но натуральная продукция уходит в основном в Москву и крупные промышленные центры. Поэтому сегодня люди потянулись к кооперативным продуктам. И спрос на них потрясающий. Наш рынок всех видов натуральной молочки просто необъятен, только поставляй! Весь вопрос в том, кто будет поставлять? Вся надежда на кооператоров, которые наладят сбор молока у населения и его переработку. Ну а мы надавим на все педали по поддержке таких людей. Обеспечим освобождение от налогов до срока окупаемости кредитов. Никаких штрафных процентных ставок! Усилим использование кредитного фонда области и выделение новых площадей. Сегодня во многих районах остались старые брошенные молокозаводы. Нужно их восстанавливать? Конечно, нет! Они отработали своё, основные фонды изношены. Туда нужно загнать бульдозер и снести с лица земли эти ветхие строения. Сейчас можно построить завод за полтора месяца, и обойдётся он дешевле, чем реанимировать старую рухлядь. Но новое производство нужно сразу же передать в безвозмездную собственность кооператива, списать долги по затраченным средствам. Пусть этот кооператив выполнит главную задачу – объединит людей, которые не хотят уезжать из родных мест и в то же время не знают, чем заняться в своём селе. Они со временем встанут на ноги и закупят маточное поголовье высокоудойных коров. Потом они выбьют из власти места на рынках и в магазинах Липецка, Воронежа и даже Москвы для реализации своей экологически чистой продукции, которую мы готовы дотировать.

Скептики скажут, что всё гладко на бумаге и в речах губернатора. А что на деле? Где эти ростки нового уклада на селе? Есть такие ростки! И они неизбежно превратятся в могучее дерево. Семья Русановых из тербунской деревни Петропавловка на практике доказала, что кооперативное движение имеет огромную перспективу. Дела в их сельскохозяйственном потребительском снабженческо-сбытовом кооперативе «Престиж» идут в гору, а молочная продукция пользуется большим спросом в Липецке и других городах.

Безмолвные поля занесены искристо-белым снегом. По дороге в Петропавловку мы не встретили ни одной машины. Вроде и недалеко село от переживающих экономический и строительный бум Тербунов, а жизнь здесь словно остановилась: ни сельхозпредприятий, ни малых предпринимателей – полная хозяйственная стагнация. И вдруг на белом фоне бескрайних полей показался такой же белоснежный заводик под синей крышей. Рядом новенький молоковоз и автолавка с термофургоном аналогичного цвета. Навстречу нам бежит молодая овчарка, дружелюбно помахивая хвостом, а за ней появляется и хозяин. Сразу видно по неспешной и вдумчивой манере общаться, что глава семьи Николай Васильевич Русанов из породы мужиков дела (не путать с деловыми). О таких написал Гоголь в «Мёртвых душах»: «Пошли его хоть в Камчатку, дай только тёплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки и пошёл рубить себе новую избу». Кстати, именно в Хабаровском крае и служил Русанов в стройбате, а сколько построенных домов он там оставил после себя – даже не считал. С тех пор бывший стройбатовец может возвести любое строение, начиная с фундамента и заканчивая коньком на крыше. После армии работал на Новолипецком комбинате. Но крестьянские корни тянули сельского паренька поближе к земле-матушке. Однажды отправили его в подшефное тербунское хозяйство, откуда он уже не захотел возвращаться на металлургический гигант. В Тербунах сам выстроил большой кирпичный дом. И не только себе, но и десяткам других семей. Кроме того, солодовня в райцентре, элеваторы в Братовщине, Урицком и ещё множество серьёзных объектов – его рук дело. В местных хозяйствах Русанов освоил все виды сельхозтехники, так что стал, как говорится, на все руки мастер. Вот только эти мастеровые и привычные к любому труду руки оказались не особо востребованными.

– Лет шесть назад я пришёл к мысли, что трудом праведным не наживёшь палат каменных, – размышляет Николай Васильевич. – Как ни старайся вкалывать – никто не оценит. Везде русского мужика пытаются обсчитать да обмануть. Думаю, хватит пахать на дядю, нужно работать на себя да свою семью. Проблем с землёй не было. Купили в кредит трактор, прицепной инвентарь и начали сажать картошку. Урожайный сорт «Удача» оказался удачным во всех отношениях. Собирали по 35 тонн с гектара, и расходились элитные клубни в Воронеже на ура по 20–30 рублей за кило. Появились деньги, и можно было купить картофелеуборочный комбайн. Но знакомый фермер приобрёл такое немецкое чудо техники, которое встало в наших тучных чернозёмах, ведь предназначено для песчаных почв. Так что картошку тот фермер по-прежнему убирает, как и мы, вручную, поглядывая с досадой на свой новенький комбайн. Вот тогда у нас и возникла идея приобрести молочный мини-заводик. В администрации района нам подсказали, что дело выгодное. Такой завод не подведёт, так как может работать в любую погоду при любых условиях.

Так и вышло. В прошлом году Русановы нашли поставщика в Москве, который производит модульные молочные цеха. Съездили в столицу и получили предложение, от которого не смогли отказаться. Условия действительно приемлемые. Москвичи предложили по цене навороченной иномарки – всего за 3,6 миллиона рублей поставить и смонтировать за неделю завод. Все документы для санитарных служб и сертификаты выдали сразу, так что бегать по инстанциям не пришлось. За время работы не было ни одного сбоя, так что качество российского оборудования уже на высоте. Если что-то и случится, москвичи готовы приехать по первому звонку. Впрочем, Русанов уже изучил инструкцию, разобрался с оборудованием и сам его может отрегулировать.

В кооперативе Николай Васильевич и за прораба, и за каменщика, и за инженера, и за… Да все его должности и не перечислишь. Встаёт ни свет ни заря – и на молокозавод. Проверяет матчасть, чтобы всё работало как часы. Потом садится за баранку молоковоза. Летом объезжает несколько соседних сёл и деревень, собирая молоко у тех, кто ещё держит коров. За день приходится делать не один рейс. Зимой попроще – всё молоко закупается в ООО «Борковский». Только обеспечит заводик сырьём, а там уже надо спешить на рынок, в магазины и бюджетные организации с готовой продукцией. Она не хранится на складах, а, что называется, с пылу с жару в первый же день расходится по покупателям. Молоко в пакетах, сыр, сметана под маркой «Тербунская бурёнка» завоевали рынок без боя и рекламы. Кто попробовал настоящее, того уже убеждать не надо.

Заходим в небольшое помещение завода – кругом царство нержавейки и абсолютной стерильности. Хозяйка кооператива и главный стратег всех его успехов и начинаний Нина Русанова встречает нас с пробирками в руках – она исследует качество продукции.

– Обычно дочка Валентина у нас за технолога, – говорит Нина Ивановна. – Она специально приехала к нам в деревню из-за границы, чтобы помогать в семейном бизнесе. Поступила учиться в Воронежскую технологическую академию. Зять Александр занимается реализацией продукции. Но сейчас они устраивают ребёнка в садик. Впрочем, у нас полная взаимозаменяемость. Да и тяжёлого труда здесь нет. К молоку мы практически не прикасаемся – всё автоматизировано. Закачали его из молоковоза, нагрели, отсепарировали и поставили на пастеризацию. Время обработки прошло, оборудование отключается автоматически. Остаётся охладить и расфасовать готовый продукт. Так что качество всегда стабильно высокое – от человеческого фактора не зависит. Что касается сырья, то автоматика просто не пропустит некондицию – появляется надпись: «продукт переработан». Были у нас случаи, когда с подсобных хозяйств жителей некоторых сёл попадало отсепарированное обезжиренное молоко, так что приходилось выливать всё содержимое молоковоза. Поэтому мы теперь поддерживаем отношения только с добросовестными сдатчиками. Выручает и ООО «Борковское», где молоко традиционно самое лучшее в районе.

Нина Ивановна по специальности экономист. Родилась в здешних местах, окончила Липецкий кооперативный техникум и Московский государственный институт экономики и информатики. Двадцать лет отработала в налоговой инспекции начальником отдела по налогообложению юридических лиц. Стояла у истоков создания одного из первых в области кредитного кооператива «Заря». Так что семейный кооператив «Престиж» уже создавал подкованный во всех вопросах специалист. Поэтому и оборот сразу оказался высоким, и экономика предприятия – на уровне. Конечно, и власть всегда готова прийти на помощь. Достаточно сказать, что 80 процентов стоимости завода и молоковоза область компенсировала за счёт выделенных субсидий. Кроме того, Русановым предоставили землю, места на рынках, помогают с выдачей кредитов.

– Нам на выбор предложили два места для завода, – говорит Нина Ивановна. – Мы выбрали именно Петропавловку только потому, что здесь замечательные, скромные и трудолюбивые люди. Два больших здания школы нам районная администрация продала всего за 130 тысяч рублей. Одно мы благоустраиваем под своё жилище, гараж и овощехранилище. Во втором хотим сделать коптильню.

Наращивать обороты – дело «Престижа»

На заводе работают два местных жителя, ещё один оформляется. Фасовщик Алексей Волобуев уже год трудится в кооперативе и не скрывает, что доволен новым местом. Зарплата, как на стройке в Тербунах, но теперь работа рядом с домом. Нравится ему чистота, порядок на заводе и доброе отношение хозяев кооператива.

– У нас в деревне работать негде, – поддерживает разговор оператор Сергей Волобуев. – Клуб разобрали, школу закрыли. Молодёжь в основном уезжает в город. А оставшимся приходится ездить на работу в Тербуны. Но автобус ходит только три раза в неделю. Так что нужно иметь свою машину – а это большие расходы на бензин. Один выход – развивать кооперацию в деревне, чтобы больше было таких современных предприятий и мест для работы.

В будущем Русановы рассчитывают обеспечить работой около десяти местных жителей. Идёт строительство помещения для линии по упаковке сливочного масла и для производства детской кисломолочной продукции. А потом нужно будет браться за возведение коровника, завести для начала полсотни высокоудойных тёлочек и иметь своё молочное стадо. Конечно, придётся взять ещё сотню-другую гектаров земли под пастбища, кормовые культуры и зерно на фураж. Есть деньги даже на покупку «бэушного» зерноуборочного комбайна. А птицу и свиней предполагается выращивать, чтобы потом готовить из них мясные деликатесы. Но и это ещё не всё. Нина Ивановна уже работает над созданием кредитного кооператива в Петропавловке, благо опыт у неё в этом деле богатый. А главное, она считает, что с такими небывалыми мерами поддержки кооперативного движения нельзя сидеть без дела на селе и ждать заезжего инвестора. Пришло время действовать! Слова Нины Ивановны прозвучали как тост. За них мы и выпили по стакану отменного молока от «Тербунской бурёнки» и закусили вкуснейшим сливочным маслом.

Источник: lpgzt.ru

Оригинал статьи на AgroXXI.ru