🔹

Россия стала во многом обеспечивать себя зерном, а также вышла в число крупных экспортеров. Тем не менее аграрный сектор пока не стал местом приложения крупных инвестиций.

Своим взглядом на российское фермерство и развитие агропромышленного комплекса поделился Андрей Шпаковский, директор по интегрированным маркетинговым коммуникациям шведской компании «ДеЛаваль», которая имеет за плечами более чем 125-летнюю историю инноваций и опыта в молочном животноводстве.

– Когда ваша компания пришла в Россию?

– Первая серьезная сделка состоялась в 1989 году. Мы поставили в Россию холодильное и первое доильное оборудование. Так в СССР появилась первая семейная ферма «Глазово» в тридцати километрах от Москвы. Работает она и сегодня. Предприятие было не только полностью оснащено нашими технологиями, там также работал центр обучения будущих фермеров.

Тогда считалось, что после расформирования колхозов и совхозов сельское хозяйство в России начнет активно развиваться именно по пути фермерства. Звучали оптимистичные заявления, в том числе с высоких трибун, что фермерство – это будущее России. К сожалению, этого не случилось. На сегодняшний день фермеры у нас составляют жалкие проценты от общего числа всех агропромышленных предприятий. Думаю, тому виной несколько причин, в том числе трудности с залоговой базой и получением кредита, логистические сложности. И создается впечатление, что развитие фермерства никому не интересно, нет образовательных программ и центров. А ведь сама по себе ферма как бизнес-кейс очень интересна. Она являет собой идеальный формат хорошего и правильного агропромышленного хозяйства.

Профиль основного российского клиента отличается от западноевропейского, где фермер является собственником земли и фермы, доставшейся ему по наследству от отца или деда. И, как правило, за рубежом размер фермы составляет 60–70 коров, в России же это 500–2000 голов, совершенно другой масштаб, иные задачи, проблемы.

– Каковы сегодняшние мировые инновационные тенденции в области управления фермерским хозяйством?

– Любой животноводческий комплекс – это комбинация трех вещей: животные, человек и оборудование, поэтому важно, чтобы эта цепочка функционировала и управлялась оперативно и бесперебойно.

Говоря о мировых тенденциях, надо сказать, что сегодня крупные компании идут по пути вертикальной и горизонтальной интеграции. Клиенту нужно комплексное решение.

В перечне забот животноводов воспроизводство и репродукция – это проблемы номер один. Поэтому главное – это контроль над кормлением животных и воспроизводством.

Фермер нуждается в технических решениях, которые позволяют все основные инструменты управления хозяйством между собой соединять и совершать информационный обмен между ними.

Важна система контроля климата на ферме. В будущем она будет встроена в общую систему управления фермой. Фактически, сидя у себя в офисе, управляющий фермой сможет управлять всеми основными параметрами фермы. Управляя климатом в помещениях, можно управлять самочувствием животного, которое является основным звеном по превращению корма в молоко.

– А что вы можете сказать о деловом климате в России? Насколько тяжело или легко вести бизнес в России?

– У каждой страны есть свои особенности. Главная сложность ведения бизнеса в России состоит в размерах страны. Это влияет на плечо доставки, на скорость поставки, то есть это вопросы логистики. Представьте, сколько времени занимает поставка оборудования на Дальний Восток из Европы. Ведь необходимо проект подготовить, обсудить всю проектную документацию, подписать договор, разместить заказ, произвести оборудование, его собрать, загрузить и доставить клиенту. К этому времени он должен подготовить базу, начать монтаж и успеть сделать это до появления так называемых белых мух.

Если же одним словом охарактеризовать деловой климат в стране, то я бы назвал его странным. И вот почему. В стране происходит рост уровня жизни, который в свою очередь обеспечивает рост потребления. Корзина питания становится все более диверсифицированной – в ней не только хлеб и мясо, но и молочная продукция. Мы приближаемся к тем нормам потребления молока, которые есть сегодня в Западной Европе и были когда-то в Советском Союзе. В рационе россиян молоко всегда на столе – это важный фактор. Большое количество предприятий АПК нуждаются в переоснащении. Все говорят о необходимости реиндустриализации страны либо просто индустриализации. 98% того, что мы носим или едим, не произведено в России. Не развито племенное, мясное животноводство. Практически все московские магазины гордятся (а нужно стыдиться), что они продают американское, аргентинское, австралийское, новозеландское мясо. Но ведь оно замороженное, невозможно сделать хороший стейк из замороженного мяса. Почему нельзя привезти мясо из Вологды, Костромы или Ярославля?

Все эти вышеперечисленные факторы говорят о том, что в стране должен был бы быть бум инвестиций в сельское хозяйство, но этого почему-то пока не происходит.

Источник: tpp-inform.ru

Оригинал статьи на AgroXXI.ru