🔹

До недавнего времени о сити-фермерстве рассказывали, в основном, зарубежные издания. Но интерес к новым технологиям есть и в России. Вот что пишет журналист портала «Академгородок» Наталья Тимакова о становлении этой индустрии в Новосибирске.

Клуб перспективных инициатив

С осени прошлого года департамент промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска начал проводить серию круглых столов, на которых с привлечением широкого круга предпринимателей обсуждаются инновационные проекты, способные заинтересовать бизнес-сообщество города. Своего рода – клуб перспективных инициатив. Очередное мероприятие такого рода прошло за несколько дней до празднования Нового года и было посвящено теме сити-фермерства.

– В последние годы в мегаполисах по всему миру можно наблюдать схожие процессы, - отметил во вступительном слове начальник департамента Александр Люлько. – Горожане стремятся приблизить свое жизненное пространство к природе, уделяют повышенное внимание экологии. Все популярнее становится альтернативная энергетика, электротранспорт, экологически чистая еда и парковые зоны отдыха. Мы хотим хоть как-то вырываться из «каменных джунглей», которые сами для себя построили. И появление самой концепции сити-фермерства ложится в этот тренд. В этом его принципиальное отличие от дачных участков, которые в 1990-е стали для многих способом прокормить семью.

Модель первая. Человек есть то, что он ест

Наверное, каждый из нас хоть раз да сталкивался с публикациями на тему здорового питания. Оздоровительные диеты поражают своим разнообразием: одни исключают из рациона животные белки, другие предлагают раздельное питание, третьи рекомендуют использование нетрадиционных блюд. И, конечно же, если есть адепты разного рода подходов к питанию, должны быть и те, кто обеспечивает их необходимой едой. Анна Бессонова является директором компании, которая реализует проростки - растения, находящиеся в начальных стадиях онтогенеза, с момента прорастания семени до развертывания листа главного побега.

- Проростки – это особая, «живая» еда, – уверена сама Анна. – Это единственный случай, когда мы добавляем в саму пищу целостный живой организм, обладающий всеми природными биологическими свойствами и находящийся в стадии максимальной жизненной активности.

Бизнес Анны вполне вписывается в одну из моделей сити-фермерства. Ее бизнес поставляет готовую продукцию почти в сотню торговых точек и дает работу десятку с лишним человек. Что же дает ей возможность работы на рынке, который, казалось бы, давно поделен между крупными агро-холдингами и торговыми сетями. Все дело в том, что, как отметил один из участников круглого стола, речь идет о несколько разных рынках.

Разного рода «экопродукы», «живая пища» и тому подобный продукт – это уже не обычный рынок пищевой продукции (где действительно небольшому фермеру не под силу тягаться с большим бизнесом). Это – рынок хобби, увлечений. Он гораздо меньше по объемам и характеризуется высокой динамикой участников. Вспомните, сколько раз вы или ваши знакомые сначала увлекались какой-то новой диетой, а потом так же быстро охладевали к ней. Да и число потребителей докторской колбасы всегда будет на порядки больше любителей проростков.

Такие рынки не вызывают серьезного интереса у крупных игроков и это дает простор для инициативы мелких производителей (а сити-фермеры всегда будут относиться именно к этой категории). Еще один пример – предприниматель, выращивающий дома траву для кошек, с последующей реализацией через зоомагазины, оценил месячную прибыль в несколько десятков тысяч рублей. Очевидно, что это, в принципе, не интересно крупному хозяйству, но вполне себе привлекательно для отдельного горожанина.

Итак, суть первой модели – производство некоего «эксклюзивного» пищевого продукта, который требуется в очень ограниченных количествах, при условии что его можно осуществлять в домашних условиях. Но этим возможности для сити-фермерства не исчерпываются.

Модель вторая. Теплица на балконе

Роман Рыбаков -  глава компании, которая выпускает комплексы удаленного автоматизированного управления гидропонной установкой, позволяющей выращивать овощи и зелень даже в условиях городской квартиры. На XI Сибирской Венчурной Ярмарке его компания даже получила Серебряный Диплом в номинации «Перспективный бизнес».

Такие установки можно легко размещать в утепленной застекленной лоджии, в офисе, в оранжерее частного дома. Минимальная площадь, занимаемая установкой, составляет 2 кв. метра. Эффективная площадь – 8 кв. метров. С ее помощью вы прямо в квартире можете выращивать листовой салат, рукколу, петрушку, укроп, базилик, мяту, тимьян, розмарин, помидоры-черри. Листовой салат, утверждают разработчики, попадает на ваш стол через 20 дней после посадки. Для рукколы и пряных трав этот срок составляет 30 дней. В результате, если ориентироваться на зелень, то можно будет получать от 12 до 18 урожаев в год.

И это дает не только возможность сэкономить средства семейного бюджета, обеспечив свою семью свежей зеленью в течение всего года, но и заработать. Роман поставил эксперимент на себе: разместил установку в своей квартире, а затем провел переговоры с несколькими близлежащими кафе. Возможность получать свежие качественные продукты по ценам несколько ниже рыночных их заинтересовала. Как уверяет Роман, это позволяет окупить затраты на приобретение и монтаж оборудования менее чем за год.

Еще один плюс – автоматический режим работы установки, он не только позволяет владельцу не тратить много времени на выращивание урожая, но и избавляет от необходимости погружаться в изучение агрономии. Установка сама определяет дозировку и режим внесения воды, питательных веществ и удобрений.

Конечно, сейчас бизнес на основе таких установок будет являться даже большей экзотикой, чем поставки проростков. Но по мере распространения тренда здорового питания (а такая тенденция налицо) будет расти спрос на экологически чистую «домашнюю» продукцию, не содержащую пестицидов и т.п. Ту самую, которую продают на стихийных мини-рынках дачники и фермеры. А значит, ниша для подобных «квартирных теплиц» начнет расширяться. Пока их распространению мешают скорее психологические барьеры. Основной поставщик подобного рода продукта – пенсионеры-дачники относятся к квартирной гидропонике (по меткому утверждению одного из сити-фермеров) как «к резиновой женщине». Но такой подход постепенно начинает меняться. А значит, есть будущее и у этой модели. Но даже если вы не намерены превращать часть своей квартиры в теплицу или питомник, это совсем не значит, что сити-фермерство не для вас. Есть и более «щадящие» способы участия в этом процессе, как показывает опыт Константина Терещенко.

Модель третья. New колхоз

Проект третьего участника круглого стола – Константина Терещенко – успел привлечь внимание СМИ. Вот, к примеру, цитата из репортажа телекомпании «Вести-Новосибирск»:

«К идее создать нечто вроде хозяйства-тамагочи Константина Терещенко подтолкнул маленький сын. Живя в городе, всегда хотел иметь собственного гуся. Детская шутка воплотилась в неплохой бизнес-проект. Хочешь стать фермером, питаться экологически чистым мясом, а времени нет? Вступай в нью-колхозники. На сайте покупаешь цыпленка, оставляешь в хозяйстве. Птичница - уже не виртуальная - за твоим подопечным ухаживает круглосуточно. Возможность следить за процессом есть у каждого владельца. Не подсыпали ли в корм пеструшки какой химии, не обидели ли? Контролируй, пожалуйста - хоть круглые сутки. Чтобы наблюдать за ростом своей курочки и цесарки не обязательно за сотни километров ехать к ней в гостит, в деревню. Достаточно в соей квартире включить компьютер. В птичнике установлены веб-камеры. Включаешь компьютер – и ты в курсе всех дел, которые творятся в хозяйстве. В результате и удовольствие от процесса, и экологически чистое мясо на стол…».

За пару лет проект не только оправдал себя, но и показывает тенденцию к росту. Помимо птиц, в «New колхозе» появились рыбные хозяйства, развивается туризм (многие участники проекта проявили желание приехать в Барабинский район Новосибирской области и познакомиться со своими питомцами поближе). Сейчас Константин разрабатывает идею открытия в городе одного или нескольких магазинов, где можно будет приобретать продукцию крестьянских хозяйств – простым горожанам по одной цене, «колхозникам» - по привилегированной. Конечно, самого Терещенко и его компанию уже сложно отнести к сити-фермерсву. А вот «колхозников»,  участвующих в проекте – вполне. Пусть это участие и напоминает по форме очередную онлайн-игру про ферму. Но на выходе участники «игры» получают совсем не виртуальную продукцию.

Может, в этом и есть объединяющее все три модели свойство: сегодня – это больше хобби, чем бизнес. Однако, в XXI веке мы приходим к выводу, что качество жизни (и психологическая разгрузка) для людей не менее важны, чем материальные блага. А это открывает перед сити-фермерами совсем иные перспективы. (Источник: academcity.org. Автор: Наталья Тимакова).

Оригинал статьи на AgroXXI.ru