Аналитический обзор об агротехнике, развитии отрасли и рыночных перспективах культуры



В нашей стране зарождается новая культура — культура потребления салата. А вместе с ней развивается производство этого самого салата — тоже культуры, сельскохозяйственной. Последняя настолько капризна, что ее выращивание немыслимо без еще одной культуры — технологической. На этих трех культурах, как на трех китах, держится доходный аграрный бизнес в молодом секторе овощеводства.

Чтобы узнать о тонкостях салатного бизнеса, овощеводы — от фермеров до руководителей крупных компаний — из многих регионов России, а также из Белоруссии и Украины приехали в Подмосковье на ставший уже традиционным День салата, организованный компанией «Райк Цваан» (Rijk Zwaan).

Рынок Европы

В Европе ежегодно производят около 3 млн т салата. Причем в течение последних 5—10 лет его экспорт составляет 800 тыс. т. Главный экспортер — Испания, на долю которой приходится 55% всего экспорта, за ней следует Италия — 16%. Основные импортеры — Германия (35%), и это несмотря на то, что площади под салатом в этой стране занимают около 14 тыс. га, и Англия (23%). Площади под салатом в Европе постоянно растут.

Рынок России 

Салат — не традиционная для нашего сельского хозяйства культура. Тем не менее, спрос на него с каждым годом растет, а за ним — увеличивается и предложение.

«Мы оцениваем производство салата в России на уровне 15 тыс. т в год на площади 700—800 га, — рассказывает Сергей Семенов из компании «Райк Цваан Россия». — Продукция востребована в ресторанах, кафе и сетевых предприятиях быстрого питания. Например, по состоянию на 10 августа 2011 г., в России работают 278 ресторанов МакДоналдс, а к 2018 году намечено увеличить их число до 1000. Каждый гамбургер и другие продукты сопровождаются листом салата».

Однако у этой радужной перспективы есть одно «но»: климат не позволяет круглогодично производить в открытом грунте салат, в котором заинтересован вышеупомянутый ресторан. Урожай, полученный на защищенном грунте (в теплицах) тем более не позволяет покрыть запросы ресторанной отрасли из-за ограниченного количества таких хозяйств: в России всего около 200 тепличных предприятий. Поэтому более 70% потребности данного рынка закрывает импорт из Испании, Италии, Бельгии, Голландии и других стран.

Перспективы развития

Можем ли мы повлиять на эту ситуацию? «Можем, — уверен г-н Семенов, — увеличением площадей, использованием агротехнических методов, которые ускоряют созревание и позволяют получить урожай салата раньше или позже традиционно установленных сроков. Благодаря этому сможем закрыть половину потребности МакДоналдса».

Гвидо Дрекслер, специалист «Райк Цваан Вельвер», считает, что салат — очень перспективная культура в России. По его мнению, многие виды салатов, популярные в Европе, могут выращиваться в нашей стране не только в защищенном, но и в открытом грунте. Конечно, без индивидуального технологического подхода не обойтись, но климатические условия в России вполне приемлемы для выращивания салата. А новейшие способы переработки и упаковки хорошо сохраняют его свежесть и вкусовые качества.

Климат для выращивания

Не лучше ли перевести производство салата в южные регионы, как это делает, например, холдинг «Белая Дача»? Оказывается, не все так просто. Климат там хоть и теплый, но континентальный, с резкими перепадами температуры. После зимы, практически без весны, сразу наступает жара, и салат «горит». А осенью резко наступают холода.

Поэтому наиболее оптимальны для салата зоны с умеренным климатом. Производство этой культуры сосредоточено в Московской области и Краснодарском крае. Перспективная область — Ленинградская, но там пока нет заинтересованных хозяйств, поэтому все поставки в Санкт-Петербург идут через Москву.

Доставка в регионы

Еще одна проблема — перевозка на дальние расстояния. Сейчас продукцию из Подмосковья везут аж на Урал, за 2000—2500 км, иногда самолетами. «Салат непереработанный, прямо с поля, без особых потерь можно доставить в рефрижераторах при температуре 2—4°С на расстояние 1000—1500 км», — уточняет г-н Семенов.

Но если салат везут и в более далекие регионы, значит это выгодно. Г-н Семенов это подтверждает: «Сложившаяся этим летом рыночная цена на салат — 30—40 руб/кг. Урожайность — 20 т/га, при четырех оборотах получаем 80 т/га. При правильном планировании производства салат — это очень выгодная культура».

Посевные площади

Тем, кто решил выращивать салат, специалисты рекомендуют начинать с площади не более 2 га. Поначалу это вызывает шок у опытных овощеводов. Ведь минимальный порог для эффективного производства капусты, моркови или свеклы — 15—20 га.

Но 10 га под салатом — прерогатива только крупных предприятий. Площади по 20—50 га находятся в единичных подмосковных специализированных хозяйствах: «Дмитровские овощи», «Агронавт», «Аграрий». Переходить за предельные 50—70 га нецелесообразно: сложно управлять процессом производства.

«Оптимальный уровень — 20—30 га, — считает г-н Семенов. — Поставщики такого размера будут интересны перерабатывающим предприятиям, которых не устраивает перспектива множества мелких клиентов. А организующим началом станут перерабатывающие компании». Сейчас их дивизион представлен единственным монополистом — ГК «Белая Дача», эксклюзивным поставщиком салатов в МакДоналдс.

Сортовое разнообразие

Изощренный вкус обеспеченных потребителей — отличная мотивация для селекционеров. Пожалуй, трудно найти еще одну культуру с таким разнообразием коммерческих сортов. Причем группируются они по нескольким сортотипам: айсберг, ромэн, батавия, эндивий, дуболистный, кочанный маслянистый и другие. Большую популярность сейчас приобретает новое направление — «Саланова». Салаты этого типа отличаются листьями равного размера и формы, которые легко срезаются одним движением специального круглого ножа. Оригинальностью отличаются и салаты, предназначенные для технологии «бэби лиф» и отвечающие тенденции потребления мини-овощей.

Устойчивость к патогенам

При выращивании салата не применяют пестициды — в России нет разрешенных препаратов. Поэтому при выведении новых сортов обязательно учитывается устойчивость растений к наиболее распространенным болезням и вредителям: вирусу салатной мозаики (LMV), ложной мучнистой росе (Bremia lactucae), зеленой салатной тле (Nasonovia ribisnigri), корневой салатной тле (Pemphigus bursarius), опробковению корня (Sphigomonas suberifacien), фузариозу (Fusarium oxysporum).

Проблемы с болезнями можно решить и правильным подбором севооборота, соблюдением технологии. В более влажный осенний сезон прибегают к широкой схеме посадки растений, что улучшает их аэрацию, снижая нагрузку заражения болезнями.

Своевременная прополка, использование в качестве предшественника чистого пара или лука тоже достаточно эффективны в этих целях. А окашивание прилегающих территорий, технологические дороги между полями и создание барьеров при перекопке сухой почвы замедляют миграцию слизней, которые предпочитают двигаться в другом направлении.

Тонкости технологии

«Мы занимаемся салатами профессионально более 17 лет. Из всех овощей это самая требовательная культура, — замечает замдиректора по производству холдинга «Дмитровские овощи» Сергей Щукин. — Она растет очень быстро: от посева до уборки проходит всего 60—75 дней. Салат требует очень бережного отношения и грамотного соблюдения всех технологических операций. Чуть где зазевался — моментально ухудшается качество и снижается урожайность. Нужно правильно подобрать субстрат, сортовой состав для своей зоны, выбрать посадочный агрегат, оптимизировать технологию производства и выращивания рассады, поддержать плодородие почвы, максимально четко выстроить конвейерную технологию».

Применяя пилирование (дражирование) семян, используя камеру проращивания, грамотно высевая семена, специалисты холдинга «Дмитровские овощи» добились 99%-й всхожести. Ранние салаты выращиваются под укрывным материалом. Рассаду надо правильно расположить, своевременно открыть, прокультивировать, прополоть, полить.

Орошение — очень важная часть технологии, так как быстро растущий салат требует большого количества влаги, которую надо давать средними дозами, поскольку избыток влаги угнетает растение так же, как и недостаток.

Логистика уборки

Салат не только быстро созревает, но и очень скоро перезревает, теряет сочность, цвет, приобретает горький вкус. Поэтому надо правильно выстраивать логистику уборки. Иногда приходится чем-то жертвовать, ведь скорость уборки определяется потребностью рынка. Упал спрос — остается запахивать всю красоту и вкусноту в землю.

«Были случаи, когда в сезон летних отпусков городского населения мы не убирали до 25% салатов, — признается г-н Щукин. — Мы вынуждены всегда рассчитывать запас потерь (в среднем 10%), который необходим для бесперебойной конвейерной технологии».

Спрос на рынке влияет не только на объемы реализации, но и на ассортимент. Если раньше в холдинге выращивали салаты девяти видов, то сейчас остановились на трех наиболее востребованных. Причем, более 80% составляет айсберг.

«Грядка—переработка—магазин—тарелка» — за этой простой логистической схемой кроется немало подвохов. Убирают салат ранним утром — по росе. Попасть на полку магазина он должен в этот же день, в крайнем случае на второй. Там он может храниться в специальной холодильной камере максимум 3—4 дня.

Бизнес на салате

Тем, кто решил заняться салатным бизнесом, г-н Щукин рекомендует сначала внимательно изучить зарубежный и отечественный опыт. В Подмосковье есть компании, которые работают по современным технологиям высокого уровня. Там получают урожай в июне, а это «ранние» деньги. И деньги хорошие — в 4—5 раз выше средних цен на традиционные овощи. Но чтобы их получить, придется серьезно освоить многие маркетинговые приемы.

В подмосковном холдинге «Дмитровские овощи» объем производства салатов ежегодно увеличивают на 10—15% в зависимости от спроса на рынке и собственных технических возможностей. Сейчас здесь под салатом находится более 100 га. В России это самый большой показатель, а по европейским меркам соответствует среднему уровню.

Любое специализированное овощеводческое предприятие может освоить производство салатов. Но чтобы эта перспективная культура действительно приносила прибыль, надо начать с конца — исследовать потребности рынка и выстроить каналы реализации.

Светлана Гришуткина