Аналитический обзор этого сегмента в Украине

Объем поставок тракторов мощностью 260-360 л.с. в I квартале 2012 года превысил рекордные показатели аналогичного периода в 2008 году и достиг уровня 336 машин. Поставки данных тракторов украинским сельхозпроизводителям происходят в соотношении 70/30, где 70% поставок приходится на I квартал текущего года для выполнения весенне-полевых работ и 30% на III квартал для выполнения осенне-полевых работ. В связи с этим результаты поставок по итогам данных периодов могут служить ориентирами при оценке деятельности того или иного бренда на рынке.

Чтобы понять динамику роста объемов поставок в послекризисный период, а также определить лидеров данного сегмента, рассмотрим показатели аналогичных периодов (I кв.) 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 годов. Проанализируем работу брендов - лидеров в данном сегменте в I квартале 2012 года: Case, New Holland (бренды корпорации CNH), Fendt, Chellenger (бренды корпорации Agco), John Deere, Claas. По-прежнему продукция корпорации CNH, производящаяся под брендами Case, New Holland, занимает большую часть рынка. В сумме эти два бренда заняли наибольшую часть рынка – 43% от всего объема поставленных в Украину машин.

Результаты поставок тракторов корпорации John Deere составили 34% импорта, причем все машины были законтрактованы и предоплачены еще в октябре-ноябре 2011 года. Следует отметить, что при сравнении результатов поставок машин данного сегмента в разрезе брендов, а не корпораций, первое место по итогам поставок I квартала 2012 года занимает John Deere. Достойное место на рынке сельхозтехники занимают машины корпорации Agco, представленные на рынке хорошо известным брендом Fendt, поставки которого составили 10% от общих объемов импорта, и новый бренд Chellenger, активно продвигаемый корпорацией Agco во всём мире с 2010 года. Этот бренд пока набирает обороты, но уже смог занять 4% объемов поставок в Украину.

Всё больше внимания со стороны украинских сельхозпроизводителей заслуживают трактора, произведенные семейной компанией Claas (Германия). Эти машины многофункциональны и экономичны, но более дорогостоящие в сравнении с конкурентными брендами. 3% от общего объема поставок в данном сегменте на украинский рынок вполне можно считать хорошим результатом. Данная компания прилагает большие усилия для увеличения собственной доли в сегменте тракторов. Сегодня машины Claas рассматриваются украинскими сельхозпроизводителями в качестве одного из лидеров.

Результаты поставок в Украину тракторов (260-360 л.с.) в I квартале 2008-2012 годов

В I квартале 2008 года завезено рекордное количество тракторов, но в конце этого года все планы поставок были пересмотрены по причине мирового финансового кризиса, что сказалось на объемах поставок в течение I квартала 2009 года. В течение I квартала 2009 года дилерами завезено рекордно низкое количество тракторов мощностью 260-360 л.с. Во второй половине 2009 года рынок начал стабилизироваться, и как следствие мы наблюдаем высокий результат поставок уже в I квартале 2010 года. В дальнейшем можно наблюдать ежегодный рост рынка (до 50%) в сравнении с аналогичными периодами 2011/10 и 2012/11. Доли рынка главных игроков в данном сегменте:

· Case после падения объемов поставок в 2009 году имеет самый динамичный рост объемов поставок в Украину в течение 2010-2012 годов и в перспективе имеет все возможности занимать первую строчку в списке лидеров на рынке.

· New Holland смог воспользоваться кризисным периодом и обеспечить рост поставок в Украину в послекризисный период. По итогам поставок тракторов в I квартале 2012 года New Holland занимает часть рынка на уровне 2008 года.

· John Deere имеет самую большую часть рынка в 2008 году, в соответствующем периоде 2009 года первенство в объеме импортных поставок остается за ним. Нижняя точка падения объемов импорта тракторов John Deere приходится на I квартал 2010 года. Результаты поставок 2011 и 2012 годов тракторов John Deere превзошли все самые смелые прогнозы. В итоге мы наблюдаем, как в течение двух последних лет американский производитель стремительно возвращает утраченную долю рынка. Этот мировой лидер изменил систему сбыта в Украине. Во-первых, он смог организовать работу новых дилеров, которые входят в состав крупнейших агрохолдингов и обеспечивают их сельхозтехникой. Тем самым John Deere закрыл дорогу в эти холдинги другим брендам. Во вторых, этот производитель смог привлечь для работы на украинском рынке новых операторов, которые профессионально работают в разных регионах мира, могут прописать бизнес-процессы для входа на рынок, обеспечить финансирование поставок и создание инфраструктуры, которая соответствует требованиям John Deere во всём мире.

Доли рынка тракторов в сегменте 260-360 л.с.

Agco/Fendt - немецкий производитель в I квартале 2010 года смог опередить не только своего прямого конкурента по премиум классу, американского производителя John Deere, но и такие бренды, как Case, New Holland по отдельности. Ценовая политика производителя, программы кредитования, лизинга европейских и отечественных финансовых структур, а также неизменная политика в построении системы сбыта в Украине позволили получить в I квартале 2010 года самый высокий результат за всё время продаж Fendt в Украине. Аналогичные периоды 2011 и 2012 годов ознаменованы более скромными результатами, но можно с уверенностью утверждать, что данный производитель закрепил за собой место в числе самых популярных брендов среди украинских сельхозпроизводителей. Chellenger - новый бренд, с 2010 года продвигаемый корпорацией Agco. Машины в данном сегменте пока еще занимают небольшую долю рынка, но имеют хорошие шансы закрепиться на нем. Claas –машины данного бренда занимают небольшую часть рынка в сегменте тракторов по причине их высокой стоимости, но всё же данный бренд нашел своего покупателя и уверенно контролирует собственную долю рынка.

В I квартале 2012 года зафиксирован наибольший объем поставок тракторов мощностью 260-360 л.с. в Украину. Данный факт является подтверждением того, что украинский сельхозпроизводитель – агрохолдинг или средний фермер – намерен использовать в процессе производства сельхозпродукции новые широкозахватные технологии, новые модели энергонасыщенных и экономичных тракторов. В противном случае им придется уступить своё место технически обеспеченным операторам, которые смогут добиться более низкой себестоимости сельхозпродукции. Но, по всей видимости, рекордный импорт машин данного класса в I квартале 2012 года не будет соответствовать уровню продаж по ряду актуальных причин: неурожайный год; возможная отмена моратория на продажу земли; валютные риски. В связи с этим можно предположить, что украинский рынок сельхозтехники в сегменте тракторов мощностью 260-360 л.с. близок к перенасыщению. В течение следующих кварталов 2012 года мы сможем наблюдать уменьшение уровня продаж, что приведет к накапливанию остатков на складах дилеров и, как следствие, падению уровня импорта в I квартале 2013 года по отношению к показателям аналогичного периода 2012 года.

Источник: apk-inform.com

Узнать больше о сельхозтехнике здесь