🔹

Производство льняных изделий — традиционная российская отрасль. В нашей стране издавна существовал полный цикл производства: от выращивания сырья до поставок готовой продукции. В дореволюционные годы Россия была мировым лидером по производству льна. Однако еще в 1970-е гг. мы стали терять позиции, что было связано с отставанием в технологическом уровне сельхозпроизводства. Особенно резкое падение произошло в 1990-е гг. К концу XX века производство льна в России снизилось более чем в пять раз. Ситуация усугубилась исчезновением внутреннего спроса на льняную продукцию.

Несмотря на постоянную государственную поддержку льноводства, как на региональном, так и на федеральном уровнях, отдачи от нее практически нет. Комплексные программы поддержки производителей не достигли цели, а эффективность прямых субсидий на тонну выращенного льна оказалась невысокой. Дотации не смогли решить проблему, поскольку при отсутствии реального спроса, они лишь снижают цену на сырье и являются косвенной поддержкой следующей стадии производства. Без дополнительных мер по развитию внутреннего спроса на лен и льнопродукцию, от дотаций выигрывают льнокомбинаты и заготовители, а не те, кто выращивает лен.

Оживление сектор льноводства получил с появлением заинтересованности у крупных инвесторов. Рост мирового спроса на льнопродукцию, заставил их обратить внимание на отрасль. С 1999 г. наметились положительные сдвиги: наблюдался рост площадей подо льном, выросли валовые сборы. Внедрение современных технологий позволило добиться заметного увеличения урожайности.

Улучшение ситуации в первой половине 2000-х сопровождалось сокращением количества льноперерабатывающих предприятий при укрупнении и повышении их эффективности. В льняной отрасли произошла двухуровневая интеграция: сельскохозяйственное производство объединилось с первичной переработкой, а вторичная переработка укрупнилась в холдинги. В результате большинство современных российских льнокомбинатов сегодня обеспечивают полный цикл обработки – от льночесания до пошива готовых изделий. Такой подход оказался наиболее обоснованным и позволил добиться высокой экономической отдачи.

Льняные ткани в России производят более 30 предприятий, из них шесть контролируют около половины рынка. Среди крупнейших производителей такие компании, как «Льнообъединение им. И.Д. Зворыкина», «Красавинский льнокомбинат им. В. Грибанова», «Костромская льняная мануфактура». К основным объединениям на рынке льняной продукции в России относятся группа «Россконтракт», ассоциация TDL и промышленная группа «Владимирский текстиль».

С 2005 г. льняная отрасль снова перешла в фазу устойчивого снижения объемов производства. По сравнению с советским периодом, произошло смещение центра тяжести льноводства на восток. В Алтайском крае, Новосибирской и Томской областях посевы льна увеличились в полтора – два раза. И хотя основные производители льна, по-прежнему, сосредоточены в Тверской и Смоленской областях, их вклад заметно упал. Сегодня посевы льна в европейской части России составляют 20–30% от доперестроечных уровней.

Рентабельность первичной переработки льносырья в среднем по России отрицательная, а на лучших предприятиях не превышает 5–6%. Это самая убыточная отрасль первичной переработки растительного сырья.

Считается, что выращивание льна в России выгодно при цене свыше 1000 долл/т. Однако цены на внутреннем рынке ниже этого порога и продолжают падать. Производители ориентируются на внешние рынки, где средние цены на льняную ткань на 40–50% выше внутрироссийских.

Большая часть российского экспорта льнопродукции приходится на полотна-полуфабрикаты – неотбеленный лен. Доля России в мировом экспорте льняных тканей составляет около 15%. Ежегодно спрос иностранных производителей на ткани из русского льна растет на 10–12%. Текстильная продукция ценится на внешних рынках за экологичность и дешевизну. Основные ее потребители – Италия и Турция. Покупателем российского льноволокна выступает Литва.

Россия также экспортирует семена льна. В Дании и Италии они используются для откорма скота и в пищевой промышленности. Причем на семена льна и льняное масло спрос в мире растет быстрее, чем на льняные текстильные изделия.

Александр Никитин

Оригинал статьи на AgroXXI.ru