🔹

При ввозе на территорию России должностными лицами территориальных управлений Россельхознадзора за 2012 год досмотрено около 30 млн. тонн подкарантинной продукции.

В 7 тысячах случаев обнаружения (6 977) выявлено 28 видов карантинных для России объектов в подкарантинной продукции из 64 стран мира. Установлено более 13 тысяч случаев нарушений международного и российского законодательства в области карантина растений из 96 стран мира.

При перемещении по территории России подкарантинной продукции отечественного производства выявлено около 10 тысяч случаев обнаружения карантинных для России объектов, объем зараженной подкарантинной продукции составил 1,25 млн. тонн. При внутрироссийских перевозках импортной подкарантинной продукции выявлено 1,1 тыс. случаев нарушений, объем зараженной продукции составил более 24 тыс. тонн. При этом выявлено 30 видов карантинных для Росси объектов.

В ходе проведения контрольных и надзорных мероприятий выявлено более 37,5 тыс. административных правонарушений в области карантина растений, составлено более 36 тыс. протоколов, выдано около 11,5 тыс. предписаний об устранении нарушений. Сумма наложенных штрафов составила более 50 млн. руб, при этом взыскано 43,5 млн. руб, что составляет 80% от наложенных.

За истекший год подведомственными Россельхознадзору учреждениями в рамках проводимого территориальными управлениями Россельхознадзора государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора), карантинных фитосанитарных обследований (контрольных, систематических), а также карантинного фитосанитарного мониторинга на территории страны проведено более 2,5 млн. экспертиз подкарантинной продукции, в том числе 890 тыс. экспертиз импортной подкарантинной продукции,  более 1,6 млн. экспертиз отечественной продукции.

В целях обеспечения государственного контроля за безопасностью и качеством зерна и продуктов его переработки территориальными управлениями Россельхознадзора  в 2012 году проведено 7104 проверки, из них 2809 плановых, 4070 внеплановых и 225 проверок на предмет соблюдения требований законодательства при хранении зерна и продуктов его переработки по приглашению органов прокуратуры в качестве экспертов. Выявлено 2263 нарушения. Объем зерна и продуктов его переработки, не соответствующих требованиям нормативных документов, составил около 320,1 тыс. тонн (6,5 %  от  проверенного).

Выдано 1221 предписание об устранении выявленных нарушений, из них 1069 исполнено. Составлено 1484 протоколов, вынесено 1734 постановлений о наложении административных штрафов. Сумма наложенных штрафов составила 3,8 млн. руб., взысканных – 3,4 млн. рублей   (89,4 % от наложенных).

Наиболее результативно в области осуществления государственного контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки работают управления Россельхознадзора по: Забайкальскому краю и Амурской области, Алтайскому краю и Республике Алтай, Красноярскому, Приморскому краям, Калининградской, Свердловской, Белгородской областям и Республике Дагестан.

Аккредитованными Россельхознадзором испытательными лабораториями (центрами)  проведена оценка соответствия качества и безопасности  свыше 60 млн. тонн зерна и продуктов его переработки. Выявлено некачественной и опасной продукции – более 6 млн. тонн (по содержанию токсичных элементов, по зараженности вредителями хлебных запасов, по органолептическим показателям, содержанию металломагнитной примеси, засоренности и другим показателям качества).

        Должностными лицами территориальных управлений Россельхознадзора      за  2012 год  проведено  20,7 тыс. контрольно - надзорных мероприятий   в отношении юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области семеноводства сельскохозяйственных растений, из них 15,6 тыс. плановых проверок и 5,1 тыс. внеплановых, в том числе  3,0 тыс. проверок по исполнению ранее выданных предписаний.

В результате выявлено  15,8 тыс. случаев нарушений законодательства в указанной области, из них 5,8 тыс. нарушений устранено.

Всего за отчетный период Россельхознадзором вынесено 13,7 тыс. постановлений по делам об административных правонарушениях за нарушения законодательства в области семеноводства сельскохозяйственных растений.

В отношении правонарушителей выдано 5,2 тыс. предписаний и вынесено 916 представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений. К административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации в области семеноводства сельскохозяйственных растений привлечено  4,8 тыс. граждан, 6,6 тыс. должностных лиц и 1,4 тыс. юридических лиц. На граждан, должностных и юридических лиц наложено административных штрафов на сумму 12,5  млн. рублей, из них взыскано 10,8 млн. рублей  или 86 процентов.

Федеральными государственными бюджетными учреждениями,  подведомственными Россельхознадзору, проанализировано на посевные качества 125,7 тыс. проб семян сельскохозяйственных растений от  56,5 тыс. партий семян массой 1,5 млн. тонн, из которых не соответствовало стандартам 8,6 тыс. проб или 7 процентов.

В части карантина в  2012 году достигнуты следующие результаты:

1.    С 25 апреля 2012 года отменены введенные с 3 июня 2011 года временные ограничения на ввоз картофеля из Арабской Республики Египет в Российскую Федерацию. Более 52 тысяч тонн картофеля было проконтролировано российскими экспертами при отправке с территории Египта в Россию. При этом карантинных для России объектов при поставках картофеля в Россию не было выявлено.

2. В связи с выявлением в более 300 случаях карантинных объектов, с 16 апреля 2012 года  Россельхознадзором введены временные ограничения на ввоз подкарантинной продукции в ручной клади и багаже пассажиров прибывающих из Азербайджана, Таджикистана и Узбекистана.

3. В соответствии с Соглашением о создании Координационного совета по карантину растений  государств-участников СНГ (от 30 мая 2012 года),             7 декабря 2012 года на базе ФГБУ «Всероссийский центр карантина растений» состоялось первое заседание Координационного совета по карантину растений государств-участников СНГ.

Вопрос о необходимости упорядочения перемещения подкарантинной продукции в ручной клади и багаже пассажиров при взаимном сообщении явился ключевым в рамках указанного заседания.

4. Намечены пути решения проблемных вопросов при поставках подкарантинной продукции через белорусский участок таможенной границы Таможенного союза и продукции белорусского происхождения.

Белорусской и российской сторонами достигнута договоренность об осуществления совместного карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска на белорусском и российском участке таможенной границы Таможенного союза.

5. Россельхознадзором проведен мониторинг качества предоставления Россельхознадзором и его территориальными управлениями государственных услуг в сфере карантина растений.

Средняя оценка доступности, комфортности и качества предоставления территориальными управлениями Россельхознадзора услуг согласно результатам проведенного анкетирования заявителей, субъектов-получателей государственных услуг, а также заинтересованных лиц и организаций о качестве предоставления Россельхознадзором государственных услуг в сфере карантина растений (по пятибалльной шкале) составила:

- при выдаче фитосанитарного сертификата – 4,7 баллов, выдаче карантинного сертификата – 4,6 баллов, что в целом соответствует оценке «хорошо - очень хорошо».

6. В 2012 году неоднократно судами различных инстанций, в том числе Верховным судом Российской Федерации, по судебным искам хозяйствующих субъектов, а также Россельхознадзора к ФАС России, признано, что обеззараживание подкарантинных объектов в карантинных фитосанитарных целях с использованием пестицидов возможно только методом газации (фумигация).

В соответствии с Федеральным законом от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений» обеззараживание подкарантинных объектов методом газации и работы по их дегазации осуществляются органом государственного надзора. Согласно  приказу Минсельхоза России от 29.08.2008 № 414 такие работы проводятся только организациями, подведомственными Россельхознадзору.

В области  обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки:

1. В настоящее время в Российской Федерации обеспечение государственного контроля (надзора) за безопасностью в сфере оборота зерна и продуктов его переработки предлагается осуществлять в рамках формируемой в Таможенном союзе системы технического регулирования.

Технические регламенты Таможенного союза «О безопасности зерна»  и «О безопасности пищевой продукции»,  утвержденные решениями Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. №№  874 и 880, вступают  в силу с 1 июля 2013 года.

Проектами постановлений Правительства Российской Федерации об уполномоченных органах Российской Федерации по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований указанных технических   регламентов, представленных на согласование в Минсельхоз России и Россельхознадзор,  предлагается наделить Россельхознадзор функциями по государственному контролю (надзору) за безопасностью зерна и крупы.

2. ФГБУ «Центр оценки качества зерна» признано победителем конкурса Минсельхоза России на выполнение работ по изучению и оценке качества зерна в рамках мониторинга информации о товарных и потребительских свойствах зерна урожая 2012 года.

Мониторинг качества включает оценку качества пшеницы, ржи и ячменя в основных регионах их производства.

Проведение независимой оценки качества зерна позволит: Минсельхозу России объективно оценить качество выращенного зерна и составить зерновые балансы с учетом реальных данных; сельским труженикам рационально использовать и выгодно продать выращенный урожай; хлебоприемным и зерноперерабатывающим предприятиям   правильно сформировать товарные партии зерна.

В сфере государственного  надзора  в области семеноводства сельскохозяйственных растений:

1. В 2012 году увеличилось количество выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в области семеноводства сельскохозяйственных растений по сравнению с 2011 и 2010 г.г. Так, если в 2010 г. Россельхознадзором выявлено 11 тыс. нарушений законодательства в области семеноводства, в 2011 г. соответственно 11,8 тыс. нарушений, то за 9 месяцев 2012 г. выявлено уже 13,2 тыс. нарушений. Это свидетельствует о том, что либерализация законодательства,  отмена  Федеральным  законом     от   19 июля 2011 г. № 248–ФЗ обязательной сертификации семян не повлияла на улучшение ситуации на рынке семян. Хозяйствующие субъекты не готовы осуществлять добровольную сертификацию семян, предлагать сельхозтоваропроизводителям, в т.ч. фермерам, садоводам и огородникам высококачественные семена и посадочный материал.

Оригинал статьи на AgroXXI.ru