Поправки к закону «О торговле», призванные облегчить выход на рынок продукции малого и среднего бизнеса, приняты Госдумой во втором чтении в начале недели. Противники законопроекта прилагают последние усилия, чтобы скорректировать его в свою пользу, перед тем как документ поступит на рассмотрение верхней палаты парламента и президента.
Недовольство торгового бизнеса вполне объяснимо — по новым правилам, ритейлеры лишатся немалых средств, получаемых поверх доходов от непосредственно торговой деятельности.
Новые правила игры
В частности, против принятия этих поправок протестует Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) — ее представители обратились к спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко с призывом провести «тщательный анализ экономических последствий» законопроекта. Если поправки будут приняты окончательно, они вступят в законную силу спустя десять дней с момента публикации.
По мнению представителей торговых сетей, ритейлеры не смогут уложиться в отпущенный десятидневный срок для того, чтобы переписать договоры для заключения новых сделок с контрагентами. Разделяет такую точку зрения и омбудсмен по защите прав предпринимателей Борис Титов — он полагает, что срок вступления в силу новых поправок следует увеличить. При этом законом установлен шестимесячный переходный период, в течение которого компании смогут привести в соответствие с новыми нормами ранее подписанные контракты.
Кроме того, возмутил представителей торговых сетей запрет на оплату поставщиками логистических услуг, что якобы приведет к «разрыву единого экономического пространства, создаст физические и финансовые барьеры для перемещения продукции между регионами».
Положения законопроекта, внесенного в январе 2016 года группой депутатов и сенаторов во главе с председателем комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой, накладывают серьезные ограничения на ретробонусы — плату, собираемую ритейлерами с поставщиков за большой объем закупки. Ранее максимальный размер таких выплат не мог превышать 10% от стоимости поставленного товара, после принятия поправок этот порог будет опущен до 5%, причем в конечную сумму будут включаться все затраты ритейлера на логистику, маркетинг и рекламу. Ранее торговые сети требовали от контрагентов отдельную плату за эти и другие услуги, помимо ретробонуса.
Еще одним нововведением является заметное сокращение сроков, в рамках которых продавец обязан оплатить товар поставщику. За поставку продукции со сроком годности до 10 дней торговая сеть будет обязана расплатиться в течение 5 рабочих дней, за товары со сроком годности до 30 дней производитель должен будет получить деньги в 20-дневный срок. В настоящее время эти сроки больше. По мнению автора поправок Ирины Яровой, отсрочка платы за отгруженный товар является фактически беспроцентным кредитованием торговых сетей.
Новая редакция закона, кроме того, отменит несправедливую практику возврата непроданной продукции обратно производителю. Ведь реализация товара — прямая обязанность ритейлера, за исполнение которой он, собственно говоря, и получает свой доход. Продавцы и производители смогут заключать договоры о таком возврате в частном порядке, однако в этом случае ритейлер будет обязан снижать цену возвращаемой продукции в соответствии с приближением ее срока годности. То есть вернуть почти испорченный товар поставщику по той же цене, что и свежий, уже не получится.
Не удивительно, что законопроект спровоцировал бурную реакцию представителей торговой сферы: глава Ассоциации компаний розничной торговли Илья Ломакин-Румянцев даже пригрозил продовольственным дефицитом: по его словам, после того как документ вступит в силу, в стране начнутся перебои с поставками продуктов питания из-за того, что ритейлеры не смогут подготовиться.
Противоположная сторона утверждает обратное: как заявил прессе директор по развитию ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков, участники рынка смогут переоформить контракты в шестимесячный срок, а десятидневный лимит касается лишь новых договоров. Следует отметить, что представители некоторых сетей уже сейчас приступили к обсуждению новых условий работы со своими партнерами.
Вносимые поправки к закону «О торговле» назрели очень давно: представители производственного бизнеса, в особенности среднего, не первый год жалуются на кабальные условия, выставляемые торговыми сетями. Требования ритейлеров способствуют монополизации рынка: очевидно, что позволить себе выплату всех поборов, а также долгие сроки возврата средств могут позволить себе лишь крупные, прочно стоящие на ногах производители. Например, размер ретробонуса с одного поставщика может достигать 25 млн руб., и это лишь часть требуемых ритейлером выплат.
Тихая монополизация
По сути, вся существующая система служит интересам торговых сетей, а также крупнейших товаропроизводителей, которым система заградительных платежей, введенная ритейлом, помогает выдавливать с рынка потенциальных конкурентов. Одновременно ужимаются несетевая торговля и мелкие региональные сети — они не выдерживают конкуренции с гигантами вроде X5 Retail Group и другими компаниями аналогичного масштаба.
Особенно ухудшилось положение «одиноких» торговых точек на фоне кризиса — по статистике, именно малые торговые сети и одиночные магазины вынуждены в последнее время прибегать к сокращению персонала, многие либо разоряются, либо выкупаются лидерами рынка. Соответственно, закрывается и последний канал сбыта для малых и средних товаропроизводителей.
Фактически торговые сети требовали от поставщиков оплачивать собственную работу по реализации товара поверх наценки на товар, которая колеблется в районе 20–30% от оптовой цены. С какой стати поставщик должен отдельно оплачивать еще логистику и маркетинг, словно он один заинтересован в реализации товара, совершенно неясно — получается, что ритейлер лишь получает прибыль, снимая с себя всю ответственность. Объяснить подобную практику можно, к сожалению, только алчностью и картельным сговором торговых сетей.
По мнению исполнительного директора всероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Андрея Шубина, представители торговых сетей намеренно нагнетают панику в связи с новыми поправками.
«Наценки, устанавливаемые торговыми сетями, покроют их расходы на логистику и маркетинг, бонусы составляют лишь небольшую часть их дохода. Разумеется, представители крупных торговых сетей протестуют против поправок, так как они могут снизить их прибыль, но о перспективах разорения говорить не приходится», — рассказал эксперт «Русской Планете».
Минфин отстаивает позицию, согласно которой поставщик даже не имеет права на вычет ретробонуса из налога на прибыль: например, с точки зрения кабмина, «плата покупателю за сам факт заключения с продавцом договора поставки не может рассматриваться как экономически обоснованный расход». А оплата производителем маркетингового продвижения уже поставленной продукции с точки зрения налоговой службы не может быть вычтена из налога на прибыль, так как компания оплачивает мониторинг и продвижение товаров, уже не являющихся ее собственностью. К счастью, суды чаще всего встают в подобных спорах на сторону компании-производителя.
Представители торговых сетей аргументируют взимание платы с поставщиков необходимостью отбора «добросовестных» контрагентов — якобы выплатой ретробонуса компания доказывает серьезность своих намерений.
Однако на деле система более напоминает легализацию коммерческой коррупции: чем по своей сути ретробонус отличается от «отката»? Можно ли говорить о приоритете качественных критериев при отборе поставщиков торговыми сетями, если решающим фактором является платежеспособность производителя? Возможность вернуть непроданный товар производителю, а также отложить оплату поставок тоже не способствует попаданию на прилавки лучшей продукции — ведь продавец мало зависит от сроков ее реализации и спроса.
Помимо отмены неоправданных поборов с поставщиков, существует еще один эффективный инструмент борьбы против ценового сговора ритейлеров-монополистов, пока что не примененный государством. Речь идет о создании государственной сети сбыта, ориентированной на отечественных производителей. Целью такой сети должно стать не извлечение максимальной прибыли, а регулирование ценообразования на рынке путем создания здоровой конкуренции частным монополиям путем удержания низких цен при высоком качестве продукции. Торговая наценка в государственных магазинах должна покрывать накладные расходы, но не подразумевать извлечение прибыли.
К сожалению, до тех пор пока правительство занимает сторону торговых сетей (правительственные поправки к проекту изменений закона «О торговле» предполагали, например, сохранение за ритейлерами права на взимание отдельной платы с поставщиков за логистические услуги), подобные инициативы вряд ли воплотятся в жизнь.
Надежда Алексеева
Источник: rusplt.ru
