И как избавить подростка от имиджа инфантила в глазах сельского работодателя

26 октября 2020 года в городе Бор Нижегородской области прошло открытие проекта Агрошкола «Как рубашка в поле выросла», в рамках которой состоялся круглый стол «Организация профориентации молодежи для льняной отрасли», а эксперты обозначили проблемы трудового обучения подрастающего поколения.

В своем докладе Андрей Юрьевич Тужилкин, заведующий кафедрой «Теории и методики обучения технологии и экономике» (НИРО), отметил основную проблему: «Противоречие между изменившимися общественными требованиями к трудовому воспитанию и профориентационной работе (звеньям одной понятийной линейки) и устаревшая практика их организации – вот что препятствует системной профориентационной работе в общеобразовательной школе».

тужилкин

Однако, понятие «устаревшая» применима более к новейшей российской истории, когда развалилась советская понятная и упорядоченная система профподготовки. Вот как это было.

 - Первые лица государства неоднократно инициировали возвращение трудового воспитания и профориентации в школы и высказывались за возрождение учебно-производственных комбинатов, где школьники во времена Советского Союза получали начальную профессиональную трудовую подготовку. О.Ю. Васильева отметила, что трудовое воспитание способствует социализации школьников и будет готовить их «ко всем сложностям жизни». И важную роль в этом процессе будет играть такой школьный предмет, как «ТЕХНОЛОГИЯ», - сказал Андрей Тужилкин, перечислив аспекты, требующие решения:

  • организационно-нормативная и научно-методическая неготовность общеобразовательных учреждений к реализации профориентационной работы со школьниками в условиях реализации ФГОС и нацпроектов. 
  • недопонимание сущности предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников и отсутствие   социального партнерства с учреждениями СПО, предприятиями экономической и социальной сферы.
  • кадровые проблемы и неготовность учителей к педагогической поддержке профессионального самоопределения школьников и развития у них предпринимательских навыков.

Что делать? Как помочь школьнику в профессиональном самоопределении? Здесь могут программы, ориентированные на практические навыки, прививаемые с детства.

профориентация

 

 - К сожалению, сегодня мы наблюдаем неготовность социума воспринимать обучающихся в качестве субъектов территориального и общероссийского рынков труда, - подчеркнул спикер. – Значит, на основе идей и практик Реформы общеобразовательной школы 1984 года, следует проработать современную нормативно-правовую базу и создать условия по организации ОППТ и продуктивной деятельности школьников, привлечения для этого производственных предприятий различных форм собственности.

Комплекс мер, необходимых для достижения социальных эффектов профориентационной работы    на макро и микроуровне, имеющий актуальность в контексте темы круглого стола, как в Нижегородском регионе, так и в масштабах РФ, включает следующее.

 - Каковы будут социальные эффекты модели? Будет обеспечен обязательный минимум профориентационных услуг и у всех выпускников основной школы будет сформирован комплекс компетентностей (социальных, коммуникативных, трудовых), способствующих   устойчивой их мотивации на трудовую деятельность и нахождению нового смысла в учебной деятельности, что, в свою очередь предполагает, обоснованный выбор профиля обучения и в дальнейшем будущей профессии, что также будет соответствовать достижению целевых установок ФГОС, концепций разного уровня и Приоритетного национального проекта «Образование», - подытожил Андрей Тужилкин.

(Источник: презентация Андрея Тужилкина, Нижегородской институт развития образования).