Аграрное лобби на Украине ориентируется на выбивание бюджетного финансирования отдельных программ, доступных лишь избранным хозяйствам, вместо того, чтобы убрать с рынка разоряющие фермеров коррупционные схемы

Аграрии намерены использовать приближающуюся посевную кампанию как повод пошантажировать государство и выбить из бюджета дополнительные преференции. Напомним: на этот год финансирование села существенно урезали. Больше всего пострадали различные «программы поддержки». Их количество сократили с 32 до 19. К примеру, отменена программа поддержки животноводов, по которой в прошлом году хозяйства получили из казны около 900 млн гривен [49,54 млн евро]. В бюджете не запланированы средства также на развитие хмелеводство и овощеводства (в прошлом году по ней выплатили 100 млн гривен [5,5 млн евро]). Профильный «министр» уже заявил, что его ведомство намерено добиваться увеличения финансирования села. В недрах министерства уже, якобы, даже готовится специальное предложение по внесению изменений в бюджет-2015.

Не собираются стоять в стороне и аграрные ассоциации. Аграрный союз Украины обратился к «премьер-министру» Арсению Яценюку с просьбой инициировать внесение изменений в главный финансовый документ страны в пользу селян. Лоббисты традиционно сетуют на тяжелую жизнь фермеров, которые, по их словам, едва сводят концы с концами. По расчетам АСУ, посевная в этом сезоне вырастет в цене на 40-50 %, тогда как большинство хозяйств, не имея хранилищ, распродали урожай еще осенью, по бросовым ценам и теперь им не за что сеять яровые.

Чтобы в следующем году украинцы не остались без хлеба, аграрии предлагают депутатам выполнить целый список их пожеланий. В частности, предусмотреть в бюджете средства на возмещение банковских кредитных ставок в размере 2 млрд гривен [110,186 млн евро], обеспечить селянам доступ к дешевому топливу (для чего предлагается перерабатывать закупленную на мировом рынке сырую нефть внутри страны специально для производственных нужд сельского хозяйства, а также разработать механизм отмены (или возмещения) акциза на дизельное топливо), создать «благоприятный режим» для ввоза импортных минеральных удобрений, средств защиты растений, техники, и, уже традиционно — поручить АМКУ провести расследование на рынке удобрений и топлива и заставить «виноватых в завышении цен» снизить стоимость своего товара.

Даже поверхностного взгляда на этот перечень «пожеланий» достаточно, чтобы сделать вывод: все предлагаемые меры, кроме разве что последней, открывают широкие возможности для построения очередных коррупционных схем. И обогатятся на щедрости государства (если депутаты вдруг решат согласится с требованиями аграрных лоббистов) не столько все без исключения фермеры, сколько избранные компании, которые еще в прошлые годы сумели наладить бесперебойный доступ к бюджетным компенсациям.

Между тем идеи по дерегуляции аграрного бизнеса, которые действительно могли бы помочь селу, почему-то не вызывают особого энтузиазма у лоббистов, которые, якобы, пекутся о благополучии рядового фермера. Скажем, 16 января на правительственном комитете было одобрено постановление об отмене карантинного сертификата на перевозки зерна внутри страны, а срок выдачи фитосанитарного сертификата в портах обещают сократить с 5 до 1 дня. Кабмин собирается принять это постановление в целом уже на ближайшем заседании. По подсчетам «министра экономического развития и торговли» Айвараса Абромавичуса, это позволит убрать с рынка «коррупционную составляющую» почти на 2 млрд гривен в год (как раз столько аграрии просят из бюджета на компенсации процентов по кредитам). Эксперты оценивают коррупционные издержки на каждой тонне зерна примерно в 30 долларов США. Учитывая, что в прошлом году хозяйства собрали около 64 млн тонн, общие потери отрасли составляют около 2 млрд долларов США.

Не логичнее ли было бы избавить украинских фермеров от необходимости платить эти деньги, чем тратить немалые усилия на выбивание подачек из без того нищего бюджета? Видимо, не все так считают.

Источник: DsNews; Фото: news.mail.ru