Роль агропромышленных парков в управлении сельскохозяйственными кластерами региона – отличный аналитический материал от эксперта!

Марина Измайлова, директор «Стандартпродмаш» (г. Казань) провела научное исследование на тему организационно-экономических механизмов реформирования агросектора и поделилась своими выводами.

Марина Измайлова

«Современное сельскохозяйственное производство, агротехника, переработка, хранение, транспортировка, организация торговли создает спрос на самые передовые технологии и оборудование, которые производятся в промышленности, инженерии, химии, сфере IT, консалтинга, логистики и других отраслях. Это является своеобразным переворотом в вопросе приоритетов экономических отраслей. Для современных экономик этот факт означает превращение сельского хозяйства в локомотив хозяйственно-экономического развития страны в целом. И для России приоритет сельского хозяйства становится все более актуальным. Поэтому значение развития сельского хозяйства в текущих экономических условиях трудно переоценить.

Вместе с тем в постсоветский период в самом сельском хозяйстве до сих пор так и не был найден организационно-экономический механизм, который бы создал базу для кооперации и интеграции всех участников процесса сельскохозяйственного производства. Именно этим фактором обусловлено медленное реформирование сельскохозяйственной сферы, в которой после исчезновения советской системы совхозов, колхозов и сельскохозяйственных кооперативов, не возникло структуры, на которую можно было бы опереться и которой можно было бы эффективно управлять.

Более того, по данным Министерства сельского хозяйства России, представленным на Межрегиональной конференции «Опыт, проблемы и пути решения по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации» в августе 2017 с 2012 по 2016 г. количество сельскохозяйственных производственных кооперативов снизилось с 10319 до 8405 (19%), сельскохозяйственных кооперативов с 7314 до 5839 (21%).

При этом наш практический опыт показывает, что большинство участников сельскохозяйственного бизнеса, либо с ним непосредственно связанного, нуждаются в таком организационном и экономическом механизме кооперации, который бы создал общую мотивацию к объединению, кооперированию и интеграции и, как следствие, породил синергетический эффект развития отрасли.
В качестве такого механизма могут начать выступать агропромышленные парки (АПП), вокруг которых станет выстраиваться организационно-экономическая структура сельского хозяйства региона.

Идея АПП строится на методологии системно-структурного управления кластером.

В данном случае в качестве кластеров рассматриваются различные бизнесы, работающие с тем или иным фрагментом сельскохозяйственного производства от выращивания до реализации и продажи потребителю определенной сельхозпродукции, ведущие свою деятельность в пределах определенного региона. А также инфраструктурная деятельность, обеспечивающая функционирование данного кластера. Такая, как транспорт, техника, обучение персонала, IT-обеспечение. При этом в кластер включается сугубо фермерство, мелкий и средний бизнес, работающий с сельским хозяйством региона.

Данный подход нашел свое отражение и в позиции Министерства сельского хозяйства РФ, которую озвучил Дмитрий Патрушев в ходе выступления на открытии Генассамблеи Всемирной фермерской организации: «Развитие фермерского движения является одной из важнейших задач, стоящих перед Министерством сельского хозяйства РФ. Для ее решения мы используем широкий набор инструментов: меры господдержки, развитие кооперации, создание комфортных условий жизни для фермеров и их семей». В связи с этим концепция АПП применима для регионов с невысокой «производительной продуктивностью земли» (согласно зарубежной классификации).

Рассмотрим концепцию агропромышленного парка.

На территории региона обычно располагается достаточно большое количество мелких и средних бизнесов, фермерских хозяйств, которые либо непосредственно выращивают сельскохозяйственную продукцию, скот, птицу, либо обеспечивают их переработку, перепродажу, транспортировку, складирование и т.д. Идея АПП состоит в том, чтобы замкнуть эти бизнесы в сеть поставщиков и потребителей, образовав тем самым определенные кластеры. В этом случае агропромышленные парки, располагаемые в городах и крупных районах региона, могут предложить бизнесам следующие новые синергетические возможности: производителям гарантируется стабильный спрос на произведенную продукцию, переработчикам – поставки сырья, торговым организациям – площади, привлечение покупателей, маркетинг. В функции АПП может так же входить организации складирования и хранения продукции, организации транспортных перевозок и логистики. Таким образом, продукция небольших сельскохозяйственных предприятий собирается в агропромпарках в крупные партии (функция приема). Там она перерабатывается на современном оборудовании в готовую продукцию или полуфабрикаты (функция переработки). При условии планирования спроса, избытки могут поставляться крупным покупателям таким, как предприятия перерабатывающей промышленности, торговые сети (функция перераспределения). Либо она может храниться на специально оборудованных складах в ожидании более благоприятной рыночной конъюнктуры (функция складирования).

Вместе с тем, наиболее развитые агропромпарки могут взять на себя функции лизинга сельхозтехники, ее ремонта и сервисного обслуживания. При отсутствии налаженной системы обеспечения фермерских хозяйств селекцией, АПП могут взять на себя эти функции наряду с внедрением новых аграрных технологий. Так как согласно «принципу управления кластером» АПП фактически получают доступ к рыночной и финансово- экономической информации кластера, они могут перевести управление на уровень IT-технологий. Они могут проводить отслеживание и мониторинг движения сельхозпродукции в кластере, входящих и обеспечивающих материальных и финансовых ресурсов, создавать программы оптимизации затрат, создавать статистические прогнозы спроса и других экономических факторов в кластере, снабжать данной аналитической информацией фермеров и бизнес. В конечном итоге, агропромпарки могут стать центрами социального развития сельских территорий, так как они обеспечивают занятость, образование, делают инфраструктуру доступнее для сельского бизнеса.

Вместе с тем реализация проектов создания АПП может столкнуться со следующими сложностями и проблемами. Наиболее очевидная из них – это способы финансирования АПП и его оборудования. Если предположить, что закупка оборудования для переработки ложится на самих фермеров, то можно столкнуться с отсутствием у них таких средств. С другой стороны, фермер может решить заняться другим производством ему потребуется другое оборудование. Еще более сложным вопросом являются расчеты мощностей, коммуникаций и инженерных сетей. Они зависят от предполагаемых объемов поставок, переработки складирования, хранения продукции т.д. То есть под каждый АПП необходим соответствующий бизнес-план и проект.

Выходом из положения может стать такой способ проектирования агропромышленных парков в регионе, при котором это было бы единым региональным проектом. Данный проект должен предполагать встраивание в АПП все новых и новых производств, учитывать развитие кластеров и выявление пустующих рыночных ниш. Допустим, при возникновении нескольких рыбных ферм и формировании соответствующего рыбного кластера АПП должен в быстрые сроки обеспечить возможности закупки и реализации свежей рыбы у фермеров, рыбопереработки и обеспечения фермеров кластера другими условиями развития их бизнеса. При этом главная задача – освободить фермеров от проблем сбыта и переработки и отдать эту часть цепочки соответствующим предпринимателям.

На сегодняшний день ни одна из управляющих структур, которая обеспечивает либо территориальное, либо отраслевое управление в регионе не в состоянии комплексно решить задачи разработки, внедрения, введения в эксплуатацию и, главное, дальнейшего воспроизводства деятельности и развития АПП. Так как все эти процессы каждый раз находятся на стыке конкретных бизнесов, интересов определенного района, проектных институтов и разработчиков, отраслевых министерств, для реализации проекта АПП в регионе требуется специализированная управленческая структура в формате Управления проектами АПП».

Автор: Марина Измайлова, директор «Стандартпродмаш»

Литература:

1.Наумов А.С. Модели развития сельского хозяйства: сценарии для Европы России:, ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ. СЕРИЯ: ЭКОНОМИКА Научный журнал на тему: Экономика и экономические науки, ISSN Печатный: 2313-2329 Электронный: 2408-8986
2.Рассказова Т.Г. Плодородие почв. Особенности зарубежной классификации производительной продуктивности земли // Научный форум: Инновационная наука: сб. ст. по материалам V междунар. науч.-практ. конф. — № 4(5). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 13-16. 3. Романова, Т. Е. Интегрирующая роль агропромпарка в системе продовольственного обеспечения [Текст] / Т. Е. Романова, А. В. Ткач // ЭКОНОМИКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ. - 2015. - N 6. - С. 92-96. - Библиогр. в конце ст.
4.«Умное» сельское хозяйство для циркулярной экономики https://issek.hse.ru/trendletter/news/187434013.htm