Для достижения все более высоких результатов, фермеры сужают ассортимент возделываемых культур до одной--двух, постепенно скатываясь до монокультурного хозяйства.
Любому специалисту ясно, что такой режим может долго поддерживаться только с помощью жесткого контроля факторов окружающей среды. В частности, фермеру приходится бороться с конкурирующими растениями, которые он называет сорняками. Вредители и болезни, также должны ликвидироваться руками человека.
Еще необходимо обеспечивать культурные растения водой и минеральными элементами питания в форме химических удобрений. В противном случае, практически нереально увидеть полную реализацию заложенного в сорте потенциала.
Но такой контролируемый режим сам является причиной дополнительного давления со стороны естественных факторов, наиболее досаждающими среди которых являются атаки насекомых.
Генетическое единообразие современных сортов повышает их уязвимость от вирусов, болезней и вредителей.
"Революция" сои
Фермеры, занимающиеся соей из Мадхья-Прадеш (Индия), сражаются с нападениями насекомых уже более 40 лет. Тут начали заниматься соей с 1970-х гг., и сегодня более шести миллионов гектаров занято этой культурой.
Энтомолог др. К. Дж. Сингх из Сельскохозяйственного колледжа в Сехое рассказал, что в 1967 г., когда соя была абсолютно новой культурой, тут было всего 4--5 насекомых. Сегодня насекомые распространились на огромной площади, составляющей 70--80% площадей от тех, на которых выращивается соя. Из них 90% заняты одним сортом -- JS 335.
Вредители атакуют и другие культуры, такие как турецкий горох и табак. Но соя для них является предпочитаемым видом пищи. И если условия среды благоприятствуют их выживанию и размножению, то они очень быстро переходят с табака на сою. На ней же насекомые предпочитают и откладывать яйца.
Гусеницы, раньше обитавшие на табаке, теперь стали одними из самых опасных вредителей сои, и вызывают серьезные потери урожая. Даже неспециалисту понятно, что получить выгоду, выращивая сою в этом регионе, можно только с применением инсектицидов, "хотя бы в самых крайних случаях", -- говорит др. Сингх.
Насекомые, пестициды, эволюция
Рамкант Патидар из деревни Гопалкхеди помнит, как обстояли дела до того как тут начали возделывать сою. Фермеры использовали два основных пестицида -- эндосульфан (при первой обработке) и монокротофос (при второй).
"Так было, пока не появилась хлопковая совка (Helicoverpa armigera). Поэтому были не нужны такие вещества, как альфа-циперметрин, предназначенный для борьбы с нею", -- вспоминает он.
Но с тех пор было перепробавно множество пестицидов. В 2004--2005 пришел Avaunt, который стал последней надеждой для фермеров, прошедших через "ципер, эндо, моно, тризо, квинал" и тому подобное. "Это был самый дорогой пестицид на нашем рынке, он производился американской компанией DuPont, -- говорит Патидар. -- Этот препарат (Avaunt) убивал и вредителей, и полезных насекомых. Он был настолько сильным, что даже мог убить Бога!" Многие фермеры в этом регионе стали использовать Avaunt даже до первых признаков появления вредителей, в качестве предупредительной меры. Ведь препарат сохраняет свою активность в течение 20 дней.
Блюз монокультуры
Но спустя пять лет, в 2010 г., появился новый пестицид -- Coragen, сменивший Avaunt. Он также разработан DuPont.
Это означало, что Avaunt потерял свою эффективность.
Основной причиной этого стала генетическая однородность культуры, сделавшая ее весьма восприимчивой к эпидемиям, вирусам и вредителям. Без пестицидов генетически однородные поля долго не протянут. Но химические препараты являются причиной выработки резистентности у насекомых, которая требует новых, более сильных, пестицидов.
Это беговое колесо для технологий
Своими силами фермеры не смогут справиться с вредителями. Они находятся в зависимости от ученых, создающих устойчивые к вредителям сорта, и от частных транснациональных корпораций, предлагающих все более сильные химические пестициды.
В прошлом у фермеров была возможность вводить дополнительные культуры или формировать смешанные посевы, которые помогали ограничить распространение насекомых и болезней. Свойства одних растений, дополняли свойства других. Помогали полезные насекомые и естественные хищники. Но главным орудием в арсенале фермеров был севооборот.
Др. К. Дж. Сингх объясняет: "Фермеры должны высаживать в междурядьях другие, традиционные, культуры. Нельзя ограничиваться единственным видом... Можно высаживать четыре ряда сои, два ряда голубиного ореха, кунжут, кукурузу... Следует создавать смешанные культуры. Примешивайте сою и кукурузу старых сортов. Кукуруза даст неплохой урожай, и с нее также можно будет получить прибыль. К тому же она привлечет птиц, которые съедят и насекомых, поселившихся на сое".
Он рекомендует фермерам выращивать такие культуры, как сорго, арахис, просо, раги, архар и кукурузу. Необходим баланс. Следует ориентироваться на биоразнообразие.
Приход сои в регион не смог внести разнообразие в набор культур. Она просто заменила фасоль маш, кунжут и кукурузу, так как они обладают экологическими потребностями, сходными с соей.
К тому же соя более выгодна для фермеров, собранный урожай можно сразу продавать на рынке. Если использовать ее в качестве корма для крупного рогатого скота или птицы, то никакой переработки не требуется. Рост мощностей по переработке сои и увеличивающийся спрос на продукцию животноводства побуждал к расширению посевов сои на протяжении 30 последних лет.
Но это означало, что фермеры потеряли естественный потенциал устойчивости. Они попали в зависимость от ученых и химических корпораций, им приходится разбираться с последствиями широкомасштабного применения пестицидов, возникли проблемы со здоровьем у тех, кто распыляет препараты, произошли изменения в окружающей среде. Вместе с появлением устойчивости у вредителей и накоплением токсичных продуктов в почвах, пестициды оказывают воздействие на здоровье потребителей продукции, при выращивании которой используются агрохимикаты.
Однако, даже зная все это, фермеры продолжают заниматься монокультурой сои, в погоне за прибылью, каждый год пополняя свой арсенал новым оружием для уничтожения насекомых. С такими культурами, как хлопок они зашли еще дальше, изменив генотип растения таким образом, чтобы оно само синтезировало пестициды.
Беговое колесо химических технологий крутится все быстрей и быстрей.
Источник: The Hindu Business Line
