Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам провел семинар-совещание на тему: «Законодательное обеспечение сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой». Главной темой совещания стало обсуждение законопроекта «О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой», принятого Госдумой в первом чтении.
Закон
Законопроект был разработан Минсельхозом России по поручению Президента РФ Дмитрия Медведева. Его цель — создание эффективной, работоспособной системы сельскохозяйственного страхования в России.
«Государство ежегодно вкладывает более 150 млрд руб. инвестиций в сельское хозяйство в виде субсидий. Но если происходит засуха, которая случилась в прошлом году, и сельхозпроизводитель не имеет страховой защиты, то вложенные государством средства сгорают вместе с урожаем», — сетовал заместитель министра сельского хозяйства РФ Сергей Королев, представляя законопроект на совещании.
Чтобы впредь такого не происходило, сельхозпроизводителей, рассчитывающих на получение госсубсидий, документ обязывает приобретать полис страхования от катастрофических рисков. Этот вид страхования государство намерено дотировать путем перечисления 50% страховой премии непосредственно на счет страховщика. При этом полис будет вступать в силу после того, как свои 50% уплатит хозяйство. Чтобы гарантировать страховые выплаты сельхозорганизациям, в законопроекте устанавливаются стандарты страхования и оценки ущерба.
Для работы со средствами господдержки документ предполагает создание на российском рынке профессионального объединения аграрных страховщиков. «Создание такого союза позволит решить вопрос о консолидированной ответственности участников рынка по обязательствам в случае финансовой несостоятельности отдельных страховых компаний», — уточнил Сергей Королев. В рамках профобъединения планируется создать фонд компенсационных выплат, который будет использован для возмещения ущерба в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Кроме того, объединение будет разрабатывать стандарты и единые подходы к вопросам урегулирования убытков.
«Только таким путем можно консолидировать на рынке и ответственность, и финансовые ресурсы, и унифицировать стандарты страхования», — считает Сергей Королев.
Поправки
Замминистра сельского хозяйства РФ сообщил, что ко второму чтению законопроект претерпел ряд изменений. Во-первых, поменялось название: «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования». Во-вторых, Минсельхоз России определил понятие катастрофической гибели урожая. «Разработчики после долгой дискуссии остановились на варианте признать страховым событием для селян 40%-й недобор урожая. Если потери хозяйств окажутся меньше этого уровня, издержки лягут на них», — сказал Сергей Королев. При этом убытки будут рассчитываться не от фактических, а от планируемых потерь: законопроект вводит понятие сельскохозяйственного планирования.
Появился в документе и перечень стратегических культур, которые должны быть застрахованы от катастрофических рисков. К ним относятся зерновые, подсолнечник, сахарная свекла, многолетние насаждения и виноградники.
При этом законопроект накладывает ограничения на размер страховой суммы, которая должна быть не менее 80% страховой стоимости, и на величину франшизы, или долю участия страхователя в риске, — не более 40% страховой суммы.
Согласно документу, 80% средств премии должно направляться страховщиком на формирование страховых резервов и лишь до 20% полученных по договору денег компания может использовать для оплаты расходов на ведение дел.
Обновленная система сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой планирует также применять инновационные технологии, в частности, космическое зондирование земли, системы метеонаблюдений и агроэкспертизы. Это позволит снизить издержки и упростить взаимодействие честно работающих страховых компаний и сельхозпроизводителей, а для недобросовестных страховщиков исключит возможность неэффективного использования средств господдержки.
Как сообщил Валентин Денисов, поправки ко второму чтению уже прошли процедуру необходимых согласований в правительственных структурах и направлены на рассмотрение в Главное государственно-правовое управление Президента РФ. Согласно поручению председателя правительства Владимира Путина принять законопроект планируется до конца весенней сессии Госдумы.
Перспективы
С принятием законопроекта Минсельхоз России рассчитывает увеличить долю застрахованных площадей с нынешних 20 до 70-75%. Кроме того, по мнению Королева, страхование от катастрофических рисков будет стимулировать механизм вовлечения сельхозпроизводителей в добровольные виды страхования. В результате, будет расти культура страхования в сельском хозяйстве, полагает он.
Вице-президент «Росгосстраха», член президиума Национального союза агростраховщиков Игорь Жук также надеется, что успешное сельхозстрахование с участием государства позволит выйти на другие сегменты, которые сейчас не застрахованы. Он сообщил, что на сегодняшний день 35 страховых компаний готовы работать по новой версии закона.
В 2011 г. на поддержку страхования выделяется 5 млрд руб. из федерального бюджета. Таким образом объем рынка сельхозстрахования с господдержкой составит 10 млрд руб., подсчитал Игорь Жук. «Это очень небольшие объемы, на фоне современного российского страхового рынка, который превышает 1 трлн руб. страховых премий, — заметил он. — Мы хотели бы вести разговор, чтобы вовлеченность рынка сельхозстрахования была 1,5-2%».
А вот председатель Ассоциации крестьянских фермерских хозяйств Иркутской области Дмитрий Худаков опасается, что законопроект в нынешней редакции будет неактуален для сельхозпроизводителей. «За 20 лет в Иркутской области, по данным статистики, не было недобора урожая более 40% практически ни в одном хозяйстве», — сказал он. — «За исключением шести-восьми хозяйств, находящихся в особо засушливых районах области, для остальных закон не актуален и они откажутся страховаться. А от этих восьми откажутся страховщики, потому что у них ущерб бывает через год. Следовательно, следуя варианту этого закона, мы лишаемся других видов господдержки?» — недоумевал Дмитрий Худаков.
КСТАТИ
В 2010 г. в программе сельскохозяйственного страхования с господдержкой приняли участие 61 субъект РФ и 49 страховых компаний. Количество хозяйств, заключивших подлежащие субсидированию договоры сельскохозяйственного страхования, сократилось по сравнению с 2009 г. на 31,7% и составило 3,9 тыс. Общая сумма субсидий на компенсацию части затрат по страхованию урожая сельхозкультур и многолетних насаждений составила 4,3 млрд. руб. Удельный вес застрахованных площадей в общей посевной площади снизился с 18,2% в 2009 г. до 13,0% в 2010 г.
Из-за засухи в 2010 г. сельскохозяйственные культуры погибли на площади 13,3 млн га. Пострадавшими от засухи признано 25 тыс. хозяйств в 895 районах 43 субъектов РФ. Подтвержденные прямые затраты по результатам экспертизы составили 41,8 млрд руб.
Комментарий
Чтобы страховой рынок развивался, не должно быть «любимчиков» и компаний «второго сорта».
Система агрострахования имеет очень много проблемных точек. Моя позиция — жесткая. Она состоит в том, что государство не может отвернуться от разрешения рисков, которые ежегодно несут сельхозпроизводители.
Могу сказать, что психологический барьер наши аграрии уже преодолели. Они пришли к пониманию, что страхование агробизнеса — это нужно и важно для них.
Теперь необходимо активно заниматься развитием сельскохозяйственного страхования. Потому что без страхования АПК невозможно развивать кредитную систему. И на это надо обратить особое внимание.
Законопроект «О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой» предлагает установить правовые основы для предоставления сельхозпроизводителям страховой защиты имущественных интересов, связанных с производством сельхозпродукции с целью обеспечения финансовой устойчивости и экономической стабильности развития АПК, а также снабжения населения страны отечественными продуктами питания.
Страхование должно быть обязательным. И государство в этом процессе будет участвовать, возмещая половину размера ставки страхования. Кроме того, субъекты РФ могут за счет своих бюджетов дополнительно устанавливать формы и пределы помощи сверх государственной поддержки, предусмотренной законопроектом. Замечу, что эта поддержка распространяется не только на растениеводство, но и на животноводческие хозяйства.
Знаю, что у нас много оппонентов по этому документу, особенно это связано с ролью и местом государства в вопросе агрострахования.
Мы считаем, что и федеральный уровень, и региональный уровень должны участвовать вместе с сельхозпроизводителями в решении этой проблемы. Какая формула по завершении дискуссии будет выбрана, предположить сложно. Пока де-факто сложилось так: 50% рисков берет на себя государство, 50% — сельхозпроизводители.
Прозрачность отношений напрямую будет зависеть от страхового договора. В нем должны быть четко прописаны права и обязанности двух сторон. Наступление страхового случая может быть рассмотрено не только двумя сторонами, но и третьей, я имею в виду, судебную инстанцию.
А чтобы страховой рынок действительно развивался, не должно быть компаний «любимчиков» и компаний «второго сорта». Они должны конкурировать, иметь равные права. Не надо сбрасывать со счета и общественное мнение о страховщиках, которые показали себя не лучшим образом. Клиент должен четко знать, с кем ему работать, а с кем — нет.
В свою очередь и банк, который кредитует селян, пусть подумает с какими страховыми компаниями ему сотрудничать. Банкиры, естественно заинтересованы, чтобы при наступлении страхового случая потерпевший получил компенсацию и сумел возвратить банку кредит.
Очень важно, чтобы банк и страховая компания работали вместе как левая и правая рука. К великому сожалению, сегодня получается так, что банки, порой, не имеют отношений со страховой компанией, а в итоге клиент банка и страховой компании становится крайним, не получает никаких страховых возмещений.
Необходимо выстраивать равные партнерские отношения между страховыми кампаниями и их клиентами. Понимание того, что страхование должно быть прозрачным, уже есть, и это очень важно.
Думаю, что принятие закона о страховании с господдержкой будет способствовать созданию эффективной системы сельскохозяйственного страхования, и позволит сбалансировать отношения между банками, страховыми компаниями и сельхозпроизводителями.
Валентин Денисов, председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам
