Об этом заявил президент РФ Владимир Путин еще в декабре 2012 года, выступая с ежегодным посланием Федеральному собранию. Как констатировал глава государства, "спрос на продовольствие стремительно растет во всем мире, особенно в развивающихся странах". В то же самое время, как напомнил глава государства, "на долю России приходится более чем половина плодородных земель планеты – 55 процентов". Как этого достигнуть, какой путь изберет Россия, еще не утратившая свой агропромышленный комплекс?
По словам Владимира Путина, "в ближайшие четыре-пять лет" страна должна "полностью обеспечить свою независимость по всем основным видам продовольствия, а затем Россия должна стать крупнейшим в мире поставщиком продуктов питания". "Это открывает для нас колоссальные новые возможности", — убежден В.Путин. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, развивая эту тему на форуме в Давосе, характеризуя экономическую ситуацию в России, затронул тему перспективы экспорта отечественной продовольственной продукции.
2 ноября текущего года, в Москве прошло заседании Аграрной секции Московского экономического Форума, организованного «Партией Дела» и МГУ. Принявшие участие в работе депутаты, бизнесмены, ученые и аграрии обсуждали складывающуюся на настоящий момент ситуацию в сельском хозяйстве страны. Открывая заседание Секции, президент политико-экономического клуба «Рой», президент Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» и лидер «Партии дела» Константин Бабкин продемонстрировал участникам Форума необычную карту Средней полосы России. Присутствовавшие смогли убедиться, что на этой карте сплошь и рядом красные кресты, обозначающие исчезнувшие деревни. Глядя на нее, возникает ощущение, что по наши сельские районы подверглись ковровой бомбардировке.
Согласно статистике, начиная с 1989 года, с карты нашей страны исчезли 20 000 деревень. В оставшихся селах уровень безработицы в два раза выше, чем в городе, поэтому молодое трудоспособное население, в особенности получившее высшее образование, не горит желанием остаться в деревне, а уезжает в город. И данная социальная проблема напрямую зависит от развития сельскохозяйственного сегмента.
Продолжается падение производства, импорт продукции растет, а экспорт снижается. В 80-е годы РСФСР производила 117 млн. тонн зерна. В 2012 году Россия произвела лишь 70 тонн зерна. И это при наличии современных технологий и сельхозтехники. Те же тенденции по мясу (производили – 10 млн. тонн, сейчас – около 7 млн. тонн) и молоку (в РСФСР – 55 млн. тонн, сейчас – около 32 млн. тонн). В целом падение производства сельскохозяйственной продукции составило 40%.
В добавок ко всему, уже самые первые итоги пребывания РФ в ВТО, как оказалось, подтверждают худшие прогнозы о последствиях этого шага. По крайней мере, это можно отнести к российским аграриям. Даже в тех отраслях отечественного сельского хозяйства, где наметился хоть какой-то рост, отмечены увеличение импорта товаров по ряду направлений и снижение закупочных цен на продукцию российских аграриев. Выступление министра сельского хозяйства России Николая Федорова на заседании комиссии правительства РФ по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в конце декабря прозвучало сплошным минором. По словам министра, после вступления России в ВТО импорт продовольствия в нашу страну вырос по разным параметрам где на 10, а где и на 35,5 процентов.
Как и предупреждали отечественные эксперты задолго до официального срока вступления России в ВТО, хлынувший в страну импорт немедленно нанес тяжелый удар по интересам отечественных производителей. Различные издания, не сговариваясь, приводят в качестве примера одну отрасль сельского хозяйства — свиноводство, едва-едва начавшее приходить в чувство после сокрушительных рыночных экспериментов девяностых годов прошлого века. Здесь, несмотря на пока незначительный приток импорта, уже в полной мере ощутили всю тяжесть конкуренции с зарубежными коллегами.
Современная Россия обладает 120 миллионами гектаров земель сельхозназначения, 40 миллионов гектаров из них (это больше чем, например, суша Германии со всеми горами, лесами и городами) заброшены. Искреннее удивление выразила начальник отдела продовольствия, сельского хозяйства и защиты прав потребителей Посольства Германии в Москве Юдит Конс, узнав, что в России пустуют земли, пригодные для сельхозназначения. Она даже и представить себе не смогла о подобном в Германии. Вместе с тем, г-жа Конс призвала объединить усилия Германии и России в борьбе против голода, особо обратив внимание при этом на огромный потенциал России в сельском хозяйстве.
И ведь действительно, страна обладает эффективными технологиями, которые надёжно позволяют в 3 раза увеличить производство зерна, мяса и других продуктов. В советские времена колхозники производили и сбывали продукции сельского хозяйства на 40% больше, чем сейчас. Мы до сих пор не обеспечиваем продовольствием собственное население и не боремся упорно за доступ на стремительно растущие внешние рынки.
Однако, как отметил заместитель председателя комитета Госдумы по труду и социальной политике Николай Коломейцев, реальная господдержка в этом году нашему сельскому хозяйству с учетом вступления в ВТО составит не более 3,5 млрд. долларов (при разрешенных 9,9 млрд. долларов). Ввоз продуктов питания за 2011 год вырос на 6,5 млрд. долларов. “Таким образом, мы тратим на поддержку иностранных фермеров 1,3 трлн рублей”, - вполне законно возмутился Коломейцев.
Вместе с тем, по мнению экспертов, данную плачевную ситуацию ещё можно исправить, приостановить вымирание села и деградацию сельского хозяйства. Россия всегда была аграрной державой, но сегодня эта отрасль находится в упадке. Для того, чтобы вернуть былой размах и поднять фермерство на принципиально новый уровень, необходимо разработать план поддержки и укрепления сельского хозяйства страны. В связи с этим президент политико-экономического клуба «Рой» К.Бабкин рассказал о потенциале нашей страны в аграрной отрасли и презентовал Дорожную карту развития сельского хозяйства. По его мнению, существующая «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» крайне не результативна.
И пока ещё не прозвенел последний звонок, надо предпринимать все меры для исправления ситуации. За 20 лет население Земли выросло почти на 3 миллиарда человек, значит, у нас есть рынок сбыта продукции. Эксперты утверждают, что сельское хозяйство России в потенциале способно прокормить миллиард человек. Именно в этом и необходимо видеть тот потенциал общемирового значения, который не используется в настоящее время как по объективным, так и субъективным причинам.
Специалисты подтверждают, что у России пока ещё сохраняются все шансы для выравнивания к 2020 году объемов производства в сельском хозяйстве с аналогичным показателем в добыче полезных ископаемых. Трехкратный рост российского сельского хозяйства возможен уже в ближайшее время – к такому выводу пришли ученые, эксперты и политики на заседании Аграрной секции Московского экономического форума.
Для выполнения такой амбициозной задачи государство должно решить триединую задачу (прямо-таки как при построении коммунизма!): защитить рынок продовольствия, обеспечить село дотациями и поддержать потребителей продовольствия. Расшифровывая, казалось бы на первый взгляд странной, третью задачу, К.Бабкин приводит в качестве примера Америку, где 70 млн. человек - почти четверть населения страны - получают так называемые продовольственные талоны по системе социальной поддержки. Эти продовольственные талоны позволяют семье не тратить свой семейный бюджет на покупку продовольствия, а получать питание за счет государственной помощи. Госкассы выдают талоны, которыми граждане расплачиваются в супермаркетах. Если ввести такую же систему у нас, это бы оживило рынок и дало толчок для сельхозпроизводителя.
Вместо этого наше государство всеми силами сбивает сегодня цены на зерно - вводит эмбарго, проводит интервенции. В результате, наш крестьянин продает зерно на 40% дешевле, чем его американские коллеги, что в конечном итоге не позволяет нашему аграрию обновить свое хозяйство. А что касаемо цены буханки хлеба в магазине, то стоимость непосредственно зерна в этой буханке составляет лишь 10%. Все остальное – это налоги, стоимость транспорта, цена бензина, кредитные ставки, услуги посредников, взятки чиновникам и т.д. И эту цену ещё пытаются сбивать?
С другой стороны, если позволить подорожать зерну в два раза, крестьяне смогут оснастить своё хозяйство новой техникой. И что примечательно, стоимость хлеба на прилавке в этом случае повысится лишь на 10% Такое подорожание вряд ли заметит человек среднего достатка, а для неимущих можно выдать продовольственные талоны, как это делают в США.
Что касается ситуации с зерновой политикой в стране на сегодняшний день, то специалисты констатируют продолжение ценовой гонки на зерно. И никакие государственные товарные интервенции ее остановить не в состоянии. Более того, наблюдается сближение цен на торгах с рыночными значениями. В связи с этим многие аналитики называют прошедшие два месяца интервенций безрезультатными. Александр Бедарев, генеральный директор рубцовского «Мельника» (крупнейший в Алтайском крае мукомол, производит макаронные изделия и хлеб) полагает: уже к марту пшеница может стоить 12 тыс. рублей за тонну. По его мнению, ситуацию могла бы как-то улучшить продукция из Казахстана. Однако сейчас соседней республике выгоднее отправлять зерно в другие государства, в частности, в Иран.
Среди других мер по реанимации отечественного сельского хозяйства специалисты считают заслуживающими внимания предложение зампредседателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Сергея Доронина об увеличении сроков кредитования для инвестиционных кредитов сельскохозяйственного назначения с 11 до 20 лет. По информации депутата, на сегодняшний день кредиты в сельскохозяйственной отрасли составляют более 1,6 трлн. рублей. Последней каплей стало вступление России в ВТО. На российский рынок хлынул огромный объем замороженной свинины из стран Евросоюза и Бразилии, что при российских условиях производства делает отечественную продукцию неконкурентоспособной, считает г-н Доронин.
По мнению директора Института проблем глобализации, профессора-исследователя МГИМО, академика РАЕН Михаила Делягина, государство практически не оказывает сельскому хозяйству необходимой поддержки. Экономист предложил справедливо распределять квоту на экспорт между экспортерами зерна, чтобы не было любимчиков, не было «своих», не было коррупции, не было обмана. По его мнению, нужно обеспечивать перераспределение зерна между регионами, чтобы не было так, что “в одной области нет зерна на выпечку хлеба, а в другой области это самое зерно сгнивает, потому что с ним нечего делать”.
Дискуссия Аграрной Секции МЭФ показала, что в АПК назрело огромное количество нерешенных проблем. Участники выразили заинтересованность в формировании «Карты развития сельского хозяйства России», которая, по итогам утверждения ее на Московском Экономическом Форуме в марте 2013 года, будет представлена Президенту РФ для реализации ее основных положений. “Мы добьемся возрождения села, сельского хозяйства в России. У нашей страны огромный потенциал в этой сфере”, – резюмировал в завершающем слове лидер «Партии Дела» Константин Бабкин главную цель встречи.
Организаторы Московского экономического форума анонсировали его цели и дату проведения. Форум пройдет в марте 2013 года и должен стать альтернативой Санкт-Петербургскому форуму, который, по мнению организаторов, «исчерпал свою идеологическую линию», так как выражал в основном интересы чиновников и госкомпаний. Московский экономический форум станет «рупором» несырьевой промышленности и сельского хозяйства.
Организаторы Московского экономического форума – директор Института экономики РАН Руслан Гринберг, ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий и президент промышленного союза «Новое содружество» Константин Бабкин. Заявленные цели – «демонстрация альтернативы существующему курсу развития экономики России, консолидация граждан и подготовка посткризисной экономической программы».
Источник: xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/
