Интервью с исполнительным директором Национального союза производителей овощей Михаилом Глушковым

 

 

— Расскажите пожалуйста о вашем союзе, кем и когда он создан, какие его цели и задачи?

М. Глушков: — Наш союз еще очень молодой, он учрежден в 2014 году инициативной группой, включающей таких крупных и известных производителей как Белая дача, Фабрика овощей, Грибная ферма. Сегодня мы объединяем как действующие хозяйства, осуществляющие сельскохозяйственное производство в открытом и защищенном грунте, так и активных инвесторов, только планирующих реализацию инвестиционных проектов в овощеводстве. В наш Союз входят не только сельхозпроизводители, но и производители материально-технических ресурсов, оборудования, компании осуществляющие проектирование, строительные работы, а также торговый дом, способствующий реализации сельскохозяйственной продукции.

Идет активное формирование команды членов Союза — предприятий, которые наиболее активны и заинтересованы в развитии отрасли. Мы рады всем и стараемся максимально плотно работать с каждым нашим членом.
Основная задача нашего Союза — организовать эффективное взаимодействие между органами государственной власти и участниками аграрного рынка, установив баланс интересов всех членов Союза и государства.
Значительное время Союз тратит на участие в формировании нормативно-правовой базы и на подготовку предложений по мерам государственной поддержки отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей. По нашему мнению, наличие мер государственной поддержки сегодня — это действительно важнейшая составляющая любого инвестпроекта.
Кроме того наш Союз является площадкой для обмена опытом, мнениями и технологиями, мы совместно решаем возникающие проблемы и надеемся, что данное взаимодействие будет все больше развиваться.
— Вы сказали, что Ваш Союз принимает участие в формировании мер государственной поддержки. Какие именно меры государственной поддержки овощеводства сегодня существуют и какие их недостатки?

М. Глушков: — В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства для выполнения поставленных Правительством Российской Федерации задач по обеспечению импортозамещения определены следующие основные меры государственной поддержки:
— компенсация 20 % капитальных затрат на строительство объектов АПК, в том числе тепличных комплексов и овощехранилищ;
— субсидирование процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам;
— оказание несвязанной погектарной поддержки;
— субсидирование страховых премий в агростраховании.
Самый новый из перечисленных механизмов — компенсация 20 % капитальных затрат на строительство и реконструкцию объектов АПК, он введен постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2015 г. № 624, которым утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса.
В рамках исполнение указанного постановления Минсельхозом России с учетом мнений отраслевых союзов и ассоциаций формируется нормативно-правовая база, регламентирующая порядок конкурсного отбора инвестиционных проектов по созданию и модернизации объектов агропромышленного комплекса, реализуемых на территории субъектов РФ, а также предельные значения стоимости единицы мощности объектов и суммарной мощности объектов, планируемых к вводу в эксплуатацию.
При этом наш Союз входит в созданную в Минсельхозе России рабочую группу, основной задачей которой является определение указанных критериев и требований к инвестиционным проектам, претендующим на компенсацию капитальных затрат. Мы активно работаем со всеми членами нашего Союза, постоянно консультируясь с ними по указанным вопросам, стараясь выработать консолидированную позицию, которую позже защищаем в министерстве.
Другой вопрос — погектарная поддержка. Наш Союз выступает с инициативой дифференцировать объемы субсидирования в зависимости от произведенных затрат на 1 га. В настоящее время господдержка на 1 га для всех сельхозтоваропроизводителей одинакова и не зависит от выращиваемых ими сельскохозяйственных культур. Напомню, что погектарная поддержка введена при вхождении России в ВТО взамен субсидирования затрат на приобретение минеральных удобрений и льготных цен на ГСМ. До вхождения России в ВТО объем государственной поддержки по указанным направлениям был разным в зависимости от производимых культур. Мы предлагаем дифференцировать объемы субсидирования погектарной поддержки в зависимости от производимых затрат.
По вопросу субсидирования процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам одной из основных проблем сегодня являются ограничения по срокам кредитования в соответствии с утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации № 1460. Это оказывает негативное воздействие на инвестиционные процессы в отрасли, заставляя инвесторов привлекать для реализации проектов более короткие кредиты, что зачастую приводит к необходимости их пролонгирования и реструктурирования, а иногда даже к банкротству предприятий.
Например, первоначально по расчетам инвестору был необходим кредит сроком на 10 лет, но учитывая действующие Правила, в которых указано, что субсидируются кредиты, взятые на срок не более 8 лет, инвестор вынужден проводить перерасчет бизнес-плана, искусственно завышая производственные показатели, выручку, прибыль и рентабельность. Союз предлагает изменить действующий механизм субсидирования процентной ставки, сняв ограничения для заемщика по срокам кредитования. Этого можно достичь путем внесения изменения в указанное постановление Правительства Российской Федерации, заменив понятие «срок кредитования» на «срок субсидирования», при этом, общий период субсидирования кредита не будет превышать установленного ранее срока. Внесение данных изменений не приведет к увеличению расходов федерального бюджета, но увеличит привлекательность сельскохозяйственной отрасли для инвесторов. Кроме этого, эта мера позволит создать более прозрачные условия кредитования, даст возможность сельхозтоваропроизводителям брать кредиты на любой необходимый, в соответствии с их расчетами, срок для реализации инвестиционных проектов.
Также Союз проводит работу по развитию системы агрострахования. В настоящее время Союзом заключено Соглашение о взаимодействии с Федеральным Агентством по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства в рамках которого начата работа по выявлению основных проблем действующего механизма. Сегодня мы собираем информацию об основных проблемах и недостатках действующей системы, а также готовим обоснованные предложения по внесению в нее изменений с целью повышения эффективности работы системы агрострахования.
— Есть ли какие-либо дополнительные меры государственного стимулирования, вне Государственной программы развития сельского хозяйства?
М. Глушков: — К указанным мерам государственной поддержки возможно отнести следующие механизмы, влияющие на реализацию инвестиционных проектов, это:
1) Предоставление проектного финансирования по постановлению Правительства Российской Федерации № 1044, в рамках которого предусматривается получение льготных кредитных ресурсов на реализацию инвестиционных проектов стоимость которых составляет от 1 до 20 млрд руб. При этом, на сегодняшний день, большинство проектов поддерживаемых по данной программе относятся к сельскохозяйственной отрасли.
Предоставление льготного кредитования заключается в том, что ставка кредита зафиксирована на уровне ставки рефинансирования ЦБ РФ + 2,5 %, то есть с нашей точки зрения это хороший льготный механизм, который позволит привлекать дешевые финансовые ресурсы в условиях их дефицита;
2) Предоставление государственных гарантий на реализацию проектов в АПК.
Сегодня для получения кредита очень многие сельхозтоваропроизводители сталкиваются с трудностями по предоставлению залогового обеспечения, что приводит к повышению кредитной ставки. Для решения данной проблемы было создано федеральное Агентство кредитных гарантий, предоставляющее различные виды гарантий в соответствии с потребностями заемщика. При этом объем предоставляемых гарантий может составлять до 70 % от сумы привлекаемого кредита.

— А как быть с действующими тепличными хозяйствами? Будет ли поддержана их деятельность и есть ли какие-либо инициативы у Союза направленные на их поддержку.
М. Глушков: — Сегодняшняя Государственная программа развития сельского хозяйства действительно направлена в первую очередь на создание условий для инвестиционных процессов, при этом поддержка действующих хозяйств по сути не осуществляется (за исключением субсидирования процентных ставок по привлеченным инвестиционным кредитам). Конечно, рост производства должен быть обеспечен за счёт строительства новых теплиц и модернизации действующих, но при этом нельзя забывать и про существующие хозяйства.
В 2013—2014 годах государственная поддержка действующих тепличных хозяйств осуществлялась в рамках экономически значимых региональных программ, основным мероприятием которых, как правило, являлось субсидирование энергозатрат. По данным Союза доля энергоресурсов в себестоимости продукции может достигать 30-40 % (в зимний период).
В связи с этим в настоящее время Союз прорабатывает вопросы косвенной поддержки действующих тепличных хозяйств, в том числе за счет снижения их расходов на энергоносители. В частности Союзом внесены предложения об отмене повышающих коэффициентов 1.1-1.5 за среднесуточный перерасход природного газа. По этому вопросу состоялся ряд совещаний в Минэнерго России и Минсельхозе России по результатам которых разработан и предложен механизм способствующий снижению затрат на приобретение природного газа на 10-20 %.
Кроме того, Союзом ведется работа по снижению тарифов на потребляемую тепличными комплексами электроэнергию. Сегодня средний тариф на электроэнергию составляет 4,5 руб/кВт. Столь высокая цена на электричество заставляет инвесторов вкладывать дополнительные средства — до 30 % от стоимости инвестиционного проекта в строительство газопоршневых установок для собственной генерации электроэнергии, что позволяет достигнуть себестоимости генерируемого из газа электричества — 2,5 руб/кВт. Важно отметить, что зачастую это происходит в тех регионах, где наблюдается значительный профицит электроэнергии и тепличные комплексы строя собственные генерирующие установки занимаются не профильной деятельностью, и тем самым усугубляют ситуацию на энергетическом рынке.
В связи с этим сегодня Союз готовит предложения по внесению изменений в действующую нормативно-правовую базу, позволяющие выделить тепличные комплексы в отдельную категорию потребителей и поставлять им электроэнергию по более выгодным сниженным тарифам.
Одновременно Союз предлагает вернуть дополнительные меры поддержки действующих предприятий через механизмы региональных экономически-значимых программ, государственная поддержка овощеводства защищенного грунта по которым была прекращена с 2015 года, но в условиях дефицита бюджетных средств это предложение пока не поддержано.
Кроме указанных выше проблем Союзом прорабатывается иные вопросы, связанные с оптимизацией системы государственной поддержки, обменом опыта, подготовкой квалифицированных кадров, внедрением инновационных технологий и формированием нормативно-правовой базы, прямо или косвенно влияющей на сельскохозяйственное производство.
Мы приглашаем все заинтересованные активные предприятия, работающие в отрасли сельскохозяйственного производства, присоединяться для совместного решения возникающих проблем и подготовки консолидированных предложений по важным для всех нас вопросам.