🔹

Тунисский диктатор Зина эль Абидина Бен Али в январе этого года убедился в том, что нет более верного пути к политическому банкротству, чем закрыть людям доступ к необходимым продуктам питания. После того как Тунисская полиция напала на уличного торговца по имени Мохамед Боуазизи и отняла его продуктовую карточку, так как он не смог заплатить взятку, 26-летний мужчина решил утопиться. Умер он двумя неделями позже. Народные бунты, вызванные отчасти голодом из-за высоких цен на продовольствие, выхватили власть у Бен Али. То же самое произошло в Египте, Иордании, Йемене и Алжире. Бен Али, наверняка, будут помнить как деспота, сверженного из-за продуктовой карточки.

Голод, прокатившийся по Средней Азии, не был вызван прихотью диктаторов или полицейских. Его причина кроется в прошлогодней засухе в России и, позднее, в Аргентине, а также проливными дождями в Австралии и Канаде. Разлив Саскатчеваня был таким сильным и устойчивым, что фермеры не смогли засеять около 10 миллионов акров пшеницы для нужд Канады. «Эта традиционно засушливая провинция никогда не была избалована влагой», - заявили в правительственном агентстве Канады по окружающей среде. Сокращение сборов пшеницы, из-за холодной и влажной погоды летом на Среднем Западе Америки, вызвало 74-процентный скачек цен на Чикагской бирже в предыдущем году. Цены на кукурузу за тот же период выросли на 87%. Много позже цены на зерновые выросли еще больше из-за засухи, оказавшей воздействие на урожайность этих культур в крупнейшем экспортере – Китае. В этой стране восемь важнейших провинций, производящих пшеницу (около 42% площадей под озимой пшеницей) пострадали от сухого проклятья, как это явление назвал Министр сельского хозяйства Хэн Ченгфу.

В целом, организация ООН по продовольствию и сельскому хозяйству (ФАО), располагающаяся в Риме, заявила, что за период с 1990 года мировые цены на продовольствие поднялись в январе на рекордно высокие уровни. «Если будет продолжать сужаться, как это происходит сейчас, то широко распространенной практикой станет создание огромных продовольственных запасов», - говорит Абдолреза Аббассиан, главный экономист ФАО. По его предсказаниям, цены на пшеницу могут продолжать расти вплоть до лета, т.к. импортеры делают массовые закупки, стараясь обогнать инфляцию. Цены вероятнее всего останутся такими же высокими или, даже, поднимутся еще выше в течение следующих шести месяцев.

По характеру погоды можно предсказать сельскохозяйственную катастрофу. В этом году многое зависит от того, насколько она будет благоприятной в Северо-Китайской равнине. «Нам необходимо два хороших урожая летом 2012 года для того, чтобы вернуть запасы к приемлемому уровню», - говорит Язон Лейонварн, стратег по основным товарам Hermes Fund Managers в Лондоне. Хотя благоприятный режим увлажнения спас начавшие поджариваться проростки, нетто-экспортер может превратиться в нетто-импортера пшеницы, что дополнительно ударит по мировому рынку. Проще говоря, Китай может запретить экспорт пшеницы. Если цены поднимутся на достаточно высокий уровень, то, вероятно, опустевшие за время природных катастроф склады, вновь заполняться.

Даже американские потребители чувствуют некоторое истощение поставок. «Нет ни одной культуры, о которой можно уверено сказать, что ее поставки идут без проблем», - сказал Стив Никольсон, специалист по закупкам продовольствия в International Food Production (Сент-Луис). «Уровень производства отстает от потребностей».

Если даже самые худшие прогнозы не оправдаются, этот внезапный перелом в структуре мировых поставок продуктов питания явится серьезным испытанием, или, правильнее, серией испытаний.

На самом базовом уровне можно говорить, что данный кризис является тестом человеческой цивилизации на способность прокормить себя. Новые технологии, предоставляемые сельскохозяйственной промышленностью, позволили существенно поднять урожайность и удерживать цены на достаточно низком уровне десятилетиями. Но эра уверенности в том, что растущая 7-миллиардная человеческая популяция будет накормлена, может уйти. Гуманитарные организации уже устали от ураганов, землетрясений, извержений вулканов, секвестирований бюджетов. Они плохо подготовлены к серьезным сокращениям в поставках продуктов питания. По словам Всемирного Банка, начиная с июня, продолжающие расти, цены на продукты питания погрузят еще 44 миллиона человек из развивающихся стран в состояние чрезвычайной бедности. «Мировые цены на продовольствие угрожают десяткам миллионов бедняков со всего мира», - заявил Президент Мирового Банка Роберт Зеллик в своей речи, прозвучавшей в феврале на 15 конференции. – «Скачок мировых цен сделал сильно уязвимыми те семьи, которые тратят более половины своего бюджета на пропитание».

Эскалация цен также запускает инфляцию в развивающихся странах. «На многих из этих рынков две трети потребительской корзины составляют продукты питания, энергия и затраты на транспорт», - заявил экономист из Университета Нью-Йорка, Нориэль Робини в своем январском интервью Bloomberg News: «Когда цены на эти составляющие вырастут, они окажут сильное влияние на социум».

Инфляционное воздействие кризиса скорее всего будет слабее в развитых странах. Если по оценкам ООН самые бедные страны заплатили в 2010 году на 20% больше, чем в 2009, то в США, самом крупном мировом экспортере продуктов питания, розничные цены выросли только на 1,5% за последний год, и, по оценкам Департамента по сельскому хозяйства США, поднимутся еще на 2% в 2011. «Мы являемся страной обеспеченной продуктами питания и будем в числе последних, кто почувствует инфляцию», - говорит Эрик Эриксон, экономист U.S. Grain Concil, располагающейся в Вашингтоне.

Рост цен на продовольствие сильнее ударит по странам с высоким приростом и низким уровнем безработицы. Это связано с тем, что в этих странах потребители, находящиеся под сильным воздействием цен на продовольствие, скорее всего, потребуют повышения зарплаты, так говорит Карен Вард, главный специалист по мировой экономике HSBC в Лондоне. Раз инфляция подберется к зарплатам, она вскоре станет тотальной. Примером этой ситуации является Китай с двухзначным показателем экономического роста. Цены на потребительском рынке Китая выросли на 4,9% в январе, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а цены на продовольствие за этот период возросли на 10,3%.

Райев Даван, директор Центра экономических прогнозов Робинсоновского Колледжа бизнеса в штате Джорджия, говорит, что в условиях сильного спроса, как в Китае, компаниям проще следовать за ростом цен повышая расценки на собственные товары и услуги. При низком спросе и высоком уровне безработицы, как в США, работники не могут получить более высокие зарплаты для покрытия роста цен на продовольствие, поэтому они вынуждены пересмотреть стратегию расходования личных средств. Компании также вынуждены отказаться от повышения цен, так как это может резко сократить продажи. «В условиях слабой экономики, высокие цены на продукты подобны дополнительным налогам на развитие», - говорит HSBC’s Ward.

Для центральных банков рост цен на основные продукты питания создал своеобразную головоломку. Это явление вызвало две проблемы, решение которых требует противоположных действий. Для снижения инфляционных эффектов центробанки должны повысить процентную ставку. Но для компенсации подорванной покупательской способности, они должны снижать ставку. Какое из этих направлений выберут национальные банки, будет зависеть от местных экономических условий.

Второе большое испытание кризис мировой сельскохозяйственной системы приготовил для благополучных стран и их финансовых систем, поставив их перед выбором: ответить на ситуацию, оказав помощь, или вести жесткую политику. Тут невозможно остаться в стороне: то что будет хорошо для американских фермеров и инвесторов ударит по бедным странам. Один и тот же подъем цен на продовольствие, который вызвал мятежи в Алжире и запрет экспорта в Индии, привел к самому большому, в исторической перспективе, экспорту сельскохозяйственной продукции США, создав благоприятную экономическую ситуацию для фермеров Среднего Запада. В выигрыше оказались местные банки и поставщики товаров для сельскохозяйственной отрасли. Рост доходов позволил фермерам выплатить в четвертом квартале долги, уменьшив штрафные санкции и оставив заимодавцев с доходом. В февральском заявлении Агентства по сельскому хозяйству США говориться, что ожидаемый годовой рост доходов американских фермеров составит 20%. Суммарный доход фермеров составит 94,7 млрд. долларов, при том, что в 2010 он равнялся 79 млрд. долларов. Продажи сельскохозяйственной продукции увеличились на 18%, достигнув 202 млрд. долларов.

С ростом цен на основные продукты питания, мировые инвесторы увлеклись игрой на сельскохозяйственных индексах, торговлей продовольствием и среднесрочными активами. Barclays Capital заявил, что инвестиции в эти продуктовый сектор утроились до 5,7 млрд. $ за последний квартал, по сравнению с аналогичным кварталом предыдущего года. Новые инвестиции в продукцию сельскохозяйственного сектора в декабре составили 2,6 млрд. $, что гораздо выше 1 млрд. $ в ноябре и 1,3 млрд. $ в предыдущем году.

Вопрос заключается в том, а не заставляют ли спекулянты с Уолл Стрит расти цены на продукты питания еще быстрее? Раздув их до пузыря, который мы уже наблюдали два года назад на рынке жилья и сырья. Именно спекулянты обвиняются в подталкивании цен на сырую нефть до максимума 147$ за баррель в 2008 году, вызвав серьезную диспропорцию между спросом и поставками. Это вызвало необходимость в подготовке новых правил, которые, однако, не появились до финансовой реформы Додда-Франка, расширившей регулирующую роль Комиссии по торговле товарными фьючерсами (CFTC). CFTC пытается собрать точную информацию с различных рынков, и не имеет однозначного мнения по поводу того, как управлять ими. В одной из попыток, предпринятых в январе и направленных на снижение уровня спекуляций, комиссия предложила введение жестких лимитов на объем позиций, другими словами она ввела ограничение на количество фьючерсных контрактов, которые каждый инвестор может держать одновременно. Если эти ограничения будут введены, то сократиться оборот бирж и количество фирм. Каков будет окончательный эффект, покажет время.

Даже до реформы Додда-Франка, инвестиции в сельскохозяйственный сектор начали подвергаться контролю со стороны CFTC, а предупреждающим сигналом явилось закрытие Deutsche Bank’ом сделок по PowerShares DB Agricultural Double Long, на основании того, что цены по фьючерсам поднялись выше, чем на 65% по сравнению с прошлым годом. Люди, близко знакомые с данной темой, говорят, что банк побоялся того, что инвестиции смогут быстро превысить текущие лимиты.

Трейдеры утверждают, что цены из-за них повыситься не могут, т.к. они играют в ноль-игру: каждой продаже соответствует покупка. «Спекулянты, которые ринулись покупать, оказывают сильное воздействие на запасы», - говорит Гэри Мэд, аналитик VM Group из Лондона: «Если мы уберем эти товары, то фундаментальное воздействие будет оказано на другие запасы. В современной ситуации с низкими процентами прибыли, они ищут области, где собрать сливки. Сейчас это лучше всего делать с основными продуктами питания».

Большинство американцев не получат выгоду от кризиса на продуктовом рынке. Около 43,6 миллионов людей в США – каждый восьмой – получают продовольственные талоны. Уровень безработицы в США достиг максимума за последние 27 лет. В большинстве развивающихся стран подобная сеть безопасности отсутствует, поэтому национальные лидеры и неправительственные организации должны предпринять попытки к поиску выхода из ситуации, пока не наступили худшие времена.

Премьер-министр Китая Вен Жибао сообщил, что в этом месяце Пекин затратил 12,9 млрд. юаней (1,96 млрд. $) для повышения безопасности сельскохозяйственного производства и предупреждения негативных последствий засушливой погоды. Бенджамин Вей, основатель и президент New York Global Group, оказывающей консультационные услуги в Пекине и Нью-Йорке, предупреждает, что для снятия социальной напряженности китайское правительство попытается регулировать цены на продукты питания, предоставляя денежные субсидии производителям и продавцам. В Боливии Министр финансов Луис Арс заявил, что в центральном банке страны зарезервировано 10 млрд. долларов для увеличения кредитования производителей продуктов питания и удержания цен. Администрация Обамы продавила на G-20 в октябре предыдущего года 1 миллиард долларов для поддержки Глобального фонда сельскохозяйственной и продуктовой безопасности, призванного оказывать продовольственную помощь нуждающимся странам. В Украине после распада Советского Союза Министр сельского хозяйства Микола Присяжнюк подтолкнул Мировой банк к созданию международного банка семян «для безопасности мировых поставок продовольствия… и для предупреждения волнений и исключения опасений».

Мировой банк поддерживает сходный подход, призывая организовывать небольшие региональные продовольственные резервы в неблагополучных регионах. Президент банка Зеллик также рекомендует организацию целевой правительственной помощи для бедных, к примеру, программы школьных обедов, и политику снятия ограничений на рыночную волатильность цен, при обеспечении прозрачности и недопущении ограничений на перемещение продуктовых товаров. Когда министры финансов большой двадцатки соберутся на очередную встречу, он предложит им подписать документ, который сделает возможным оказание гуманитарной продовольственной помощи, даже в условиях экспортных запретов или ограничений, обеспечение инвесторов в развивающихся странах более качественной информацией о продуктовых запасах и совершенствование системы долговременного предсказания погоды в регионах рискованного земледелия, таких как Африка в области Сахары.

Еще одно испытание, предъявляемое текущим кризисом – самое тяжелое для всех. На протяжении ряда лет ученые предупреждают, что эмиссии диоксида углерода, вырабатываемого автомобилями, самолетами, фабриками и электростанциями делают климат на земле более теплым и менее предсказуемым, они изменяют погодные условия в регионах, делая некоторые из них более подверженными засухам, а другие – наводнениям. Активисты постоянно убеждают правительство США и других стран, что необходимо предпринимать серьезные меры. Новое республиканское правительство в Вашингтоне ничего не хочет знать об этой проблеме, пропуская слушанья по ней. Но другие национальные лидеры говорят об этом. Президент Южной Кореи Ли Мюнг Бак, давший задание изучить вопрос организации продовольственных запасов, резко высказался: «Вероятность глобального продуктового кризиса существенно возрастает по причине изменений климата». Лидеры бизнес сообщества соглашаются с этим мнением. Санни Вергхес, главный исполнительный директор Olam International, одного из трех крупнейших в мире поставщиков риса и хлопка, сказал: «Происходящие изменения климата во всем мире вызовут масштабные разрушения».

Цивилизация справилась с пандемиями и мировыми войнами – что позволило ей стать сильнее перед лицом надвигающихся испытаний. Произошедшая серия наводнений и засух не просто обескровила поставки продовольствия. Это предвестник перехода в более горячий и неопределенный мир. Явится ли голод и другие угрозы, которые сопровождают его, последней каплей, которая заставит действовать мировых лидеров.

Перевод: Александр Никитин

Оригинал статьи на AgroXXI.ru