Международный опыт показывает, что уровень государственной поддержки сельского хозяйства в мире растет и остается высоким 

 

После глобального продовольственного скачка 2007 года стало ясно, что сельское хозяйство играет исключительно важную роль на мировых рынках. Колебания спроса и предложения привели к неустойчивостью цен, что отрицательно сказалось на бедном слое мирового населения. В связи со структурными и финансовыми искажениями в аграрном секторе экономики вопрос о необходимости государственного вмешательства в агропромышленный сектор вернулся на повестку дня.

Несмотря на сокращение доли сельского хозяйства в экономике развитых и развивающихся стран, вмешательство государства в аграрные рынки является довольно обычным феноменом. Причина вмешательства большинство правительств – обеспечение выгодных цен для производителей и доступных цен для потребителей. По оценкам ОЭСР в целом, поддержка сельского хозяйства за последние 30 лет выросла вдвое и в настоящее время составляет 17% от общего количества сельскохозяйственных поступлений. В то же время, средний уровень поддержки в странах с развивающейся экономикой увеличился с очень низких или даже отрицательных уровней, чтобы приблизиться к среднему в ОЭСР. Рост государственной поддержки сельского хозяйства во всем мире ставит вопрос об эффективности аграрной политики.

В современных условиях на агропромышленный комплекс и торговлю существенно влияют государственная политика и правила. Государственная политика также охватывает обеспечение достаточного количества продовольствия по разумным ценам для потребителей, безопасности пищевых продуктов и улучшения качества окружающей среды.

Аграрный сектор во всех странах имеет ряд значительных свойств, которые ставят его в чувствительное положение в условиях рынка. Ввиду этого, целенаправленно координируя процесс рыночных преобразований в аграрном секторе именно государство должно стать гарантом динамичного и последовательного осуществления задач хозяйственного регулирования.

Разработка системы мер государственного регулирования и поддержки агропромышленного комплекса является важнейшим условием его дальнейшего развития. По поводу направлений и мер регулирования, его форм и методов единого мнения нет. Споры возникают в основном по вопросам соответствия тех или иных мер механизму рынка и состоянию отрасли. В этой связи особенно актуальна проблема разработки оптимальных моделей, механизмов и систем поддержки агропромышленного комплекса в рыночных условиях.

Кроме того, разработка системы мер государственного регулирования и поддержки агропромышленного комплекса является важнейшим условием его дальнейшего развития.

В этой связи, страны уделяют особое внимание разработке и реализаций стратегических и программных документов. Международный опыт показывает, что подобные меры действительно дают ожидаемый результат.

Так, правительством России реализуется Государственная программа развития сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Программа направлена на стимулирование импортозависимых отраслей агропромышленного комплекса и улучшению товаропроводящей инфраструктуры. Кроме того, для повышения доступности продовольствия в условиях ухудшающегося экономического положения и расширения спроса на отечественную продукцию впервые правительством были приняты меры по формированию системы внутренней продовольственной помощи. Таким образом, данная программа является основой политики на семь лет (2013-2020) для сельского хозяйства и агропродовольственного сектора России.

В Бразилии осуществляются программы по реструктуризации долга, расходов на льготные производственные и маркетинговые кредиты и программы минимизации аграрных рисков. Самые популярные из них Program of Price Guarantee for Family Farming, Food Purchase program, Processed Coffee Export Program и Program ABC.

В Канаде существуют различные программы поддержки канадских фермеров такие, как AgriStability, AgriInvest, Программа снижения риска отравления пестицидами. Всем известно, что Канада является одним из лидеров в области сельского хозяйства: страна входит в ведущую пятёрку производителей продуктов сельского хозяйства и экспортирует говядину, свинину, злаки (в основном пшеница и ячмень), масличные культуры, обработанные продукты, свежие овощи и фрукты.

Несмотря на очень ограниченное количество земель пригодны для ведения сельского хозяйства, количество предприятий и ферм превышает отметку в два миллиона. Около 6-8 млрд. долл. выделяет правительство Канады на поддержку сельского хозяйства, что меньше чем в странах ЕС. Государственная монополия на закупку молока, сыра, яиц и птицы позволяет добиваться низких показателей государственной поддержки.

В Канаде действует высокие пошлины на импортную сельскохозяйственную продукцию, что помогает конкурировать отечественным производителям. Более того, цены на конечный продукт в Канаде от 30 до 300% выше, чем в других странах. Таким образом, покупатели из собственного кармана высокими ценами поддерживают национального производителя.

По итогам анализа аграрная политика должна быть ориентирована на устойчивость и рост производства с учетом опасности его возможного спада. При этом необходимо стимулировать все формы хозяйствования, которые обеспечивают наиболее эффективное использование ресурсов и прирост производства сельскохозяйственной продукции.

В целом, международный опыт показывает, что уровень государственной поддержки сельского хозяйства в мире растет и остается высоким. Анализ государственных мер поддержки показывает комплексные государственные программы поддержки аграрного сектора остаются актуальными. Ввиду активной поддержки данного секторами развитыми и развивающимися странами, любой стране желающей иметь сильный сельскохозяйственный сектор необходимо иметь сильную и хорошо проработанную программу поддержки данного сектора.

Источник: http://www.zakon.kz/