25 мая министр сельского хозяйства и продовольствия Удмуртии Ольга Абрамова провела вторую по счету после своего назначения пресс-конференцию, пишет сетевой журнал «Деловой квадрат».
Ольга Абрамова заявила, что Удмуртская область на сегодня является серьезным участником российского льняного кластера.
- Мы активно продолжаем посев льна. На сегодня засеяли 3,5 тыс. га, это 80% от плана текущего года. В прошлом году мы на эту дату засевали 3,8 тыс. га. По состоянию на 24 мая мы находимся на 4-м месте в России по площадям посева льна. И надо признать, что темпы достаточно серьезные. Поэтому у нас есть все основания полагать, что льняная отрасль Удмуртии будет уверенным участником российского льняного кластера.
Несколько лет назад по общей площади посевов Удмуртия была на 3 месте в России, сейчас нас опережает Смоленская область. Причина в том, что к ним пришел серьезный инвестор, строит большой завод по переработке, и производители льна видят хорошие перспективы. Сейчас с ними идут переговоры по сбыту продукции, т.е. они работают очень серьезно и целенаправленно в этом направлении.
Мы со своей стороны тоже активно продвигаем эту тему. В апреле делегация от Удмуртии, в составе которой были потенциальные инвесторы, выезжала в Беларусь, знакомилась с производством льна. И на сегодня у нас есть два проекта по созданию предприятий по глубокой переработке льна в Игринском и Можгинском районах. Это две компании из Удмуртии, которые планируют производить короткое котонизированное волокно. С одним из этих инвесторов у нас вчера прошла деловая встреча. Компания имеет четкое понимание по объемам финансирования, по срокам окупаемости этого проекта, и к 30 мая они готовы предоставить нам конкретное технико-экономическое обоснование. Финансирование на первоначальном этапе составит 250 млн рублей, а увеличение объемов посева льна…мне даже страшно назвать цифру. Можно я не буду ее говорить?
Что в льноводстве интересует инвесторов
- Мы рассчитываем, что в этом году начнем работы по проектированию этих предприятий. Кроме того, к нам придет еще и инвестор со стороны, из Смоленской области. Мы с ним ведем переговоры и очень заинтересованы в его приходе в Удмуртию. С этими инвесторами мы будем участвовать в российском льняном кластере, где нам отведена роль производителя короткого льноволокна. Да, посыл со стороны правительства России – производство длинного льноволокна, которое используется при изготовлении тканей. Потому что это дорого, это более рентабельно. Но мы реально оцениваем ситуацию в нашей отрасли и понимаем, что для производства ткани мы должны выращивать сорта льна с импортной генетикой, осуществлять процесс производства со всеми технологическими условиями с соответствующим качеством сырья. Мы сегодня к такому уровню качества не готовы, поэтому наш приоритет – короткое льноволокно, из которого мы будем делать котонизированное льноволокно. Оно востребовано во многих отраслях промышленности: из него можно делать дверные и оконные проемы, нетканые материалы – вату, одноразовые простыни и т. д. Также мы делаем большую ставку на пороховое качество нашего льна.
У нас сейчас очень большая проблема с реализацией льноволокна, которое производится на наших заводах. Наш лен не соответствует никаким стандартам качества. Наш лен – «мусорный», потому что при его уборке мы применяем зерноуборочную технику, и поэтому получаем сырье вперемешку с соломой, такой лен затем невозможно вытеребить для получения качественного волокна.
Чтобы производить высококачественный лен, надо потратить на посев и выращивание 33 тыс. рублей на га. Мы сегодня тратим менее 10 тыс. рублей на га. Мы не используем удобрения, средства защиты растений.
Как государство поддерживает льноводство
- Участникам кластера предусмотрена серьезная господдержка, которая пока происходит в рамках финансирования по программе «Развитие сельского хозяйства». Это компенсация 50% стоимости льноперерабатывающих заводов, несвязанная поддержка в сумме 10 тыс. рублей на 1 га посевов, и льготные кредиты до 5% на приобретение льносырья и на строительство и модернизацию предприятий льняной переработки. Минпромторгу России дано поручение о включении техники, которая не имеет аналогов в России, в постановление о предоставлении субсидий.
Кроме того, есть поручение о включении этой техники в программу Росагролизинга, что для нас было бы крайне интересно. Сегодня есть достойная техника в Белоруссии, в Голландии. А в России нет техники и оборудования, необходимого для производства льна. Технологический уровень производимой сегодня отечественной техники – 70-е годы прошлого века.
Существующую проблему с кадрами в льняной отрасли можно решить гораздо быстрее и проще. В Удмуртии есть специалисты-технологи, которых готовят в ИжГСХА, но этого недостаточно. Мы давали поручение в Минсельхоз России по вопросу организации образовательного процесса в области льноводства. Есть несколько институтов в России по подготовке кадров. Но самый лучший способ научиться – съездить и посмотреть, как работают передовые предприятия, т. е. перенять лучшие практики. Если нам открывать кафедру в ИжГСХА, то необходим набор, аккредитация, программы. Это требует времени, проработки, а у нас сегодня этого времени нет. Поэтому мы пошли по короткому пути: едем на передовые производства, смотрим, как они делают, берем их технологические карты и просто копируем этот опыт.
(Источник и фото спикера: d-kvadrat.ru).
