Президент Путин заявил, что Россия должна войти в число лидеров по использованию газомоторного топлива

В мире 17 млн. автомобилей на газе, А в нашей стране лишь 103 тысячи. И нужно сделать всё, чтобы «голубое топливо» сделать популярным. Эту тему разрабатывало еще прежнее правительство и продолжил нынешний кабинет министров.

Газ дает значительный экономический и экологический эффект, поскольку он дешевле бензина и дизтоплива, его использование снижает уровень вредных выбросов в атмосферу.  Особое внимание Путин призвал уделить безопасности, вспомнив недавнюю аварию на рейсовом автобусе и взрыв баллона в кафе. Нужно самое современное оборудование и самые жесткие стандарты обеспечения безопасности, в том числе регулярное и качественное техобслуживание, подчеркнул он. Президент указал учитывать рост рынка авто с гибридными двигателями, а также электромобилей — чтобы не отстать от глобальных тенденций. Следует синхронизировать программы поставщиков топлива и техники с возможностями потребителей. Пилотный проект по оснащению заправок газом будет реализован в Сочи.(См. К. Латухина, Поддать газу. «Российская газета», 15 мая 2013 г.)

Здесь нужно добавить, что газомоторное топливо можно производить не только из природного газа, но также и из измельченного древесного сырья.   Всем известно, что обширные лесные площади в нашей стране производят унылое впечатление своей запущенностью и захламленностью, бездорожьем и  большими площадями древесного мусора, непроходимыми ветроповалами, старыми пожарищами и заброшенными производственными отходами, создающими условия для возникновения природных и рукотворных пожаров. Две трети ежегодного естественного прироста лесов остаются на корню и гниют без употребления, ухудшая обстановку в лесу. Не случайно Президент страны В. Путин на заседания Госсовета по вопросам повышения эффективности лесного хозяйства 11 апреля 3013 г. заявил, что «Отрасль в целом находится в критическом состоянии».

Правда, в последнее время лесопромышленники научились использовать ле6сные производственные отходы  (горбыль, опилки, стружку, срезки, муку от фрезерных станков, щепу, тонкомер и др.), превращая их топливную щепу и топливные гранулы – пеллеты, пригодные для транспортировки по трубопроводам. Специалисты даже полагают, что Россия может дополнить угольный, нефтяной и газовый экспорт продажей пеллет, которые (в отличие угля, нефти и газа) являются самовозобновляемым источником энергии, поскольку древесная биомасса практически используется  лишь на треть.

Если же остающиеся и ежегодно пополняющиеся в лесах две трети заброшенных сейчас естественных отходов (упавших деревьев и сучьев,  пней и сорных кустарников, сухостоя и массивов неделовой древесины) поднять с земли и измельчить, то это позволит создать (в пределах неистощительной расчётной лесосеки) бесконечный процесс производства всевозможных видов топлива.

Такой подход к использованию лесов обеспечил бы выполнение целого ряда актуальных задач:

— культурно — техническое обустройство лесных массивов (в том числе их очистка от древесного и иного мусора, строительство дорог с твердым покрытием и мостами, создание мест отдыха для населения и организация и сбора лесных даров),

-возвращение в сельскохозяйственный оборот старой пашни, заростающей ныне кустарником и мелколесьем,

-организация производства из древесного сырья топливной щепы, топливных гранул (пелллет) и газомоторного топлива. (Известно, что в военные годы многие наши автомобили были снабжены газогенераторными установками и заправлялись деревянными чурками). Рациональное управление финансовыми средствами, образующимися при использовании этих видов  топлива, смогло бы компенсировать все затраты и вывести лесное хозяйство  на уровень высокой прибыльности.

Практика показывает, что в лесном хозяйстве главной причиной убыточности является трудоёмкость и энергозатратность первичных операций по заготовке и переработке древесины. Она может быть снята внедрением комплексной механизации всех производственных и вспомогательных операций.

Решением данной проблемы могло бы стать создание на Тверском экскаваторном заводе (ТВЭКС) универсальных лесоуборочных комбайнов, которые смогут обеспечивать (наряду с наведением чистоты на просеках, рытья противопожарных канав, улучшения  лесных дорог и т.д.) выполнение  работ по сбору и измельчению сорной древесины. С помощью смены навесных орудий и прицепных машин такой экскаватор может перенастраиваться на многие виды операций: подбирать с земли и измельчать сучья, корчевать и измельчать засохшие деревья, пни, сорный кустарник.

Совместная работа заводских конструкторов со специалистами Всероссийского научно-исследовательского института лесоводства и механизации лесного хозяйства (ФБУ ВНИИЛМ) принесла бы много полезного для тех и других.

В опытном образце на раме экскаватора с кабиной можно было бы разместить:

1)рабочую часть со сменными навесными орудиями: а)манипуляторами с захватами для подбора сучьев, выдергивания из земли сорного кустарника и подроста,

б) харвестерной головкой для валки и распиловки деревьев, обрезки сучьев,

в) корчевателей пней с универсальной  пилой типа «болгарки» для разделки пней),

2) измельчитель древесного сырья больших и малых габаритов,

3) бункер-накопитель или прицепная тележка для измельченной массы.

Такая универсальность придаёт лесному комбайну наиболее привлекательные для потребителей качества. Подобные комбайны дали бы прекрасную возможность проведения сплошных вырубок буреломов и зарослей неделовой древесины, выкорчевывания пней на старых пожарищах и освоенных участках деловой древесины, чтобы создать здесь  площади для посадки новых деревьев или введения новых земель в сельскохозяйственное производство, а также для создания новых населенных пунктов.

Сейчас в регионах остро нужны целевые программы использования биомассы древесины как постоянно возобновляемого источника энергии.

По примеру Белоруссии стоит запланировать строительство во всех сельских районах мини-ТЭЦ на пеллетном топливе.

По примеру Ярославской области необходимо принять решение о переводе на этот вид топлива  сотен крупных и малых котелен, а также подготовить соответствующее количество специалистов.

Тверская область может стать пионером в организация производства из древесного сырья газомоторного топлива, которое избавило бы лесные регионы от завоза бензина и солярки. О серьёзности намерений в этом направлении свидетельствует тот факт, что сейчас над переводом автомобилей на газовое топливо упорно трудится на Нижегородском автозаводе «ГАЗ» председатель Совета директоров ООО компания «Базовый элемент» О.Дерипаска.

Хотелось бы еще добавить, что в борьбе с лесными пожарами нужно максимально полно использовать огнетушительные пули, снаряды, бомбы и ракеты, которые могут проникать в самые недоступные места и позволят самим пожарным избегать непосредственных контактов с огнём.

Главное во всей этой работе состоит в том, чтобы подобрать руководящий состав из кадрового резерва Губернатора – людей с высокой нравственностью и основательным управленческим профессионализмом, включающим управленческие способности, высокую управленческую подготовку и доказанную на практике эффективность управленческих навыков.

И тогда бесконечный процесс производства топливных пеллет и газомоторного топлива (из древесных отходов, торфа, соломы и зерноотходов) будет действовать прибыльно и синхронно, как часовой механизм.

Доцент Кодин В.Н.(гор. Тверь)

Источник: vedtver.ru