Центральные ремонтные мастерские в Авде видны с любой точки села. Огромное кирпичное здание на фоне небольших деревенских домиков смотрится настоящим дворцом. Но стоит открыть тугую дверь, вмонтированную в большие ворота, как "дворец" моментально превращается в похожее на закопчённое от дыма и копоти паровозное депо.
Под ногами земельный пол, стёкла больших окон на левой стороне здания едва пропускают и без того сумрачный зимний свет. Оттого, наверное, под высоким потолком постоянно горят лампы дневного света. Плюс к этому у каждой машины и трактора просматривается светлячок переноски.
Но зато в ЦРМ очень тепло. Для ремонтников хозяйства такая температура главное подспорье в работе. И действительно, не на январском же морозе готовить к весне тракторы, комбайны и автомобили! Поэтому в мастерских много людей и техники.
Стараясь перекричать рабочий гул, спрашиваю у первого попавшегося на глаза ремонтника, как найти заведующего ЦРМ Николая Фомина.
- Вон, слышите, у тракторов ругается, - следует ответ.
Как позже выяснилось, это был водитель КАМАЗа Юрий Карабицин. В мастерские свой старенький грузовик (ему, наверное, лет сто, пожаловался мне водитель) Юрий загнал, чтобы подремонтировать перед массовой вывозкой зерна. Накануне директор хозяйства Александр Тонких нашёл покупателей, готовых выложить за тонну авдинского хлеба по 4060 целковых. Цена, конечно, смешная, но выбора у селян сегодня нет.
Вот и пришлось Юрию Карабицину и Василию Кобышу срочно подшаманить выдавшие виды "танки", которые давно боятся грязи и плохих дорог по причине своей автомобильной старости. На такие марки уже запчасти днём с огнём не найдёшь, вот и приходится местным умельцам из ничего делать конфетку.
К сожалению, не всегда это получается. Стоило показаться на горизонте Николаю Фомину, как Юрий, опередив корреспондента, полез к заведующему с какой-то железякой: "Смотри, Иваныч, какую фигню мне токарь выточил. Видишь, гайка не накручивается". Фомин достал из кармана какую-то хитрушку, приложил её к детали и тут же выдал резюме: дело не в ней, а в гайке. А если вновь не пойдёт, пусть токарь обработает детальку с допуском. На том и порешили.
Пока шофёр ходил в токарную, Николай Иванович рассказал, что сейчас в мастерских ремонтируют мост и коробку трактора К-700, проводят текущий ремонт двум "Белорусям" и Т-150 и мелкий - двум КамАЗам. Кроме того, перебирают двигатель грейферному погрузчику. На очереди ремонт ещё пяти "Кировцев", один из которых отправят на капитальный ремонт в Назарово.
Заведующий мастерскими не скрывал, что будь в хозяйстве побольше денег, всё это старьё давно бы списали. Но пока средств хватило лишь на частичное обновление комбайнового парка: за последние несколько лет здесь купили два итальянских зерноуборочных комбайна, один ростовский "АКРОС" и два "Вектора" этого же завода. Приобрели два агрегата "Кузбасс" и одну "Томь", которые позволяют на севе выполнять сразу несколько агротехнических операций. Техника настолько понравилась селянам, что нынче они намерены закупить ещё два энергосберегающих агрегата.
Наскребли по сусекам в Авде и на новый трактор К-744. Мощную машину доверили лучшему механизатору Александру Шахматову. Передовика я встретил также в ЦРМ, где Александр Степанович вместе с напарником Иваном Маховым ремонтировали старенький К-700. В такой универсальности ничего удивительного нет. Рядом копался в чужом МТЗ тракторист Юрий Сёмин, который, как и его коллеги, в зимнее время переквалифицировался в ремонтники. Удивило другое: резюме Александра Шахматова по отношению к своему новому железному коню.
- Сырая машина, - с горечью признался тракторист. - В первый же год пришлось ремонтировать бортовые редукторы, затем подвела коробка передач. Не могут наши делать хорошую технику, не могут. За границей поучились бы, что ли.
Впрочем, в Авде сегодня не прочь купить и российскую сельхозтехнику, которая при всех недостатках гораздо дешевле импортной. Но, несмотря на развитое полеводство и животноводство, не имеют нужных средств для коренного обновления технического парка. А ведь в Уярском районе ЗАО "Авдинское" по праву считается лучшим хозяйством. Что тогда говорить о середняках и бедняках?
Потому-то даже днём не гаснет свет в совхозных мастерских, где местные умельцы изловчились работать так, что техника, притащенная в ЦРМ волоком, через пару недель выходит из ворот в исправном состоянии. Правда, с каждым годом творить это волшебство становится всё труднее и труднее.
Источник: krasrab.com
Узнать больше о сельхозтехнике здесь
