🔹

А также они не будут импортироваться. Россия может остаться страной, свободной от ГМО, но некоторые страны уже "захватили" продукты с генно-модифицированными организмами.

"Флагманом" в распространении продуктов с ГМО являются США, и, несмотря на сопротивление общественности, война с такими продуктами практически проиграна. Это неудивительно, ведь американские компании, производящие продукты питания, тратят огромные средства на лоббирование своих интересов в этой сфере.

Генетически модифицированные продукты стали частью американской "диеты" еще в 1990-х гг., когда фермеры начали выращивать кукурузу и другие семенные культуры с измененными генами для противостояния вредителям и стойкости к гербицидам. Сегодня около 80% пищевых продуктов в упаковке, продаваемых в США, в том числе зерновые, печенье и сода, содержат ГМО, свидетельствуют данные Ассоциации производителей бакалейных товаров (Grocery Manufacturers Association).

Критики таких сельскохозяйственных культур утверждают, что они могут иметь неизвестные последствия для здоровья, хотя пока подтверждено это не было. Впрочем, эксперты отмечают дефицит долгосрочных исследований этой проблемы.

Примечательно, что ЕС, Япония, Австралия и многие другие страны, в том числе развивающиеся, требуют обязательной маркировки продукции с ГМО. Но в США такого требования нет, а попытки населения добиться введения требований пока ни к чему не привели. Крупные компании просто блокируют любые инициативы на уровне штатов, а на федеральном уровне действует еще более сильное лобби.

В штате Вашингтон была инициировано принятие законопроекта I-522, получившего название (инициатива I-522), который предполагал введение системы маркировки.

Компании, лоббирующие отказ от инициативы I-522

Компания

Сумма, $ тыс.

Monsanto

4834

DuPont

3420

PepsiCo 

1600

Coca-Cola

1047

Nestle USA

1052

General Mills

598,8

Bayer CropScience

592

Dow Agrosciences

592

BASF Plant Science

500

ConAgra Foods

286

Campbell Soup

265

Hershey Company

248

Kellogg

222

Land O’Lakes

100

Cargill & Co.

99

Bimbo Bakeries

94

Del Monte

86

Ocean Spray Cranberries

55

Hormel Foods

53

Итого

15743,8

Принять законопроект так и не удалось, поскольку составлен он был достаточно небрежно. Так, например, главным аргументом была поддержка осведомленности потребителям, которые озабочены вопросам здоровья, диеты, религии, экологии и корпоративного контроля. Но такая маркировка не гарантирует защиту от ГМО, так как согласно предлагаемой системе не было необходимости уточнять состав продуктов, а также не предполагалось проведение тестов на наличие ГМО.

С учетом существования необязательной маркировки смысла в такой системе законодатели не увидели, что в целом неудивительно. 

Еще более амбициозной инициативой было предложение 37 (Proposition 37) в Калифорнии, и здесь компании потратили еще больше денег, для того чтобы такое предложение не было принято.

Компании, лоббирующие отказ от предложения 37

Компания

Сумма, $ тыс.

Компания

Сумма, $ тыс.

Monsanto

7100

Bimbo Bakeries USA

422,9

DuPont  

5200

Ocean Spray Cranberries

326,5

PepsiCo 

2500

Campbell Soup Co.

320,46

BASF Plant Science

2000

Pinnacle Foods Group

266,1

Bayer CropScience

2000

Dean Foods Co.

53,95

Dow Agrosciences

2000

Biotech Industry Organization

250

Syngenta Corp.

2000

McCormick & Co. Inc.

248,2

Kraft Foods

2000

Abbott Nutrition

230,9

Coca-Cola

1700

Rich Products Corp.

225,5

Nestle USA

1315,4

Cargill Inc.

226,8

ConAgra Foods

1200

Welch's

167

General Mills

1200

Knouse Foods Cooperative

160,3

Del Monte

674

W.M. Wrigley Jr. Co.

116,9

Kellogg Co.

790,7

Sunny Delight Beverages

114,5

Smithfield

671

Tree Top

110,3

Council for Biotechnology Information

625

Bumble Bee Foods

98

Heinz

500

Sara Lee

96,8

Hershey Company

493,9

Hillshire Brands

86

J.M. Smucker Co.

555

McCain Foods USA

50,6

Grocery Manufacturers Association

375

Dole Packaged Foods

45,58

Hormel Foods Corp.

374,3

Goya

56,1

Unilever

460

Clorox

33

Mars Food North America

370,28

S & W

21,1

Итого

39832,07

Предложение 37 требовало, чтобы большинство пищевых продуктов, содержащих генетически модифицированные организмы, были помечены соответствующим знаком на упаковке. Также оно предполагало, что производители прекратили маркетинг продуктов с ГМО как натуральных продуктов. В первую очередь меры должны были быть направлены на упакованные продукты питания, в том числе на мясные и молочные продукты, алкоголь, а также на блюда в ресторанах.

Компании активно противодействовали Предложению 37 и говорили, что маркировка отпугнет покупателей, а значит, им придется повысить цены на другие товары. По их подсчетам, расходы калифорнийцев на продукты питания вырастут на $50 в месяц до $400 на семью, а самим компаниям придется потратить $300-800 млн на изменение самой упаковки.

Так что те $46 млн, которые производители продуктов питания потратили на лоббирование, совсем небольшая сумма по сравнению с потенциальными расходами.

Защитникам же "натуральных" продуктов удалось собраться только $2 млн, и "весовые категории" несопоставимы.

При этом крупные производители продуктов питания успешно и эффективно играют на страхах населения. Очень часто им принадлежат компании, производящие "натуральные" продукты, которые продаются значительно дороже продуктов с ГМО.

Так, например, Сoca-Cola владеет такими "экологичными" брендами, как Honest Tea, Odwalla, Simply Orange; Cadbury - Green and Black's Chocolate, Nantucket Nectars, ConAgra - Alexia, Hunt's Organic, Lightlife, Orville Redenbacher's Organic, Unilever - Ben & Jerry’s, Knorr, Salada; Danone - Stonyfield Farm; Mars/M&M - Seeds of Change; Nestle - Tribe Mediterranean Foods; Pepsi - Dole, Harvest Crunch, Izze, Naked Juice, Ocean Spray, Tazo, Tostito's Organic, Tropicana.

Самим производителям такое разделение продуктов питания на классы очень выгодно, а получив достаточную долю рынка или добившись проникновения своих продуктов с ГМО на новый рынок, они будут развивать разделение все активнее. И сделать это достаточно просто, так как зачастую такие продукты просто дешевле, а значит, более конкурентоспособны.

Без политического решения по защите рынка от ГМО будет крайне сложно обеспечить доступ населения к натуральным продуктам на любом рынке, а корпорации предпочитают использовать уже работающие схемы, поэтому американский сценарий будет реализовываться там, где это возможно.

Источник: vestifinance.ru

Оригинал статьи на AgroXXI.ru