Янь из Сяогана – путь китайского фермера-реформатора, о котором надо знать

С момента вашего прибытия в Сяоган, вы увидите, что этот населенный пункт отличается от других китайских деревень. На проспекте Дружбы - главной улице – стоит большой семиэтажный отель, есть комфортные автобусные остановки, а въезд в село украшает арка с персонажами, которые читают документ Первой сельской реформы.

Дом Янь Хунччана, главного героя этой истории, - скромное бунгало на заднем дворе трехэтажного дома его сыновей на проспекте Дружбы. Дворик зарос травой, две собаки тихо сидят под трактором у двери. А между тем это место, где можно найти одного из самых важных людей в новейшей истории Китая. Сейчас 69-летний Ян проводит большую часть своего времени в своей гостиной, курит, читает газету и смотрит вдаль на фермерские поля. Но его ящики заполнены фотографиями, где Янь позирует с самыми высокопоставленными чиновниками Китая, включая бывших президентов Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао, а также нынешнего президента Си Цзиньпина. Дело в том, что 40 лет назад Янь принял решение, навсегда изменившее китайский агросектор, хотя это и было актом открытого неповиновения властям.

Осенью 1978 года Янь назвал собрание жителей деревни Сяоган с целью вернуть крестьянам право выращивать и реализовывать пищу. Китай только что отметил двухлетнюю годовщину смерти председателя Мао и в политической жизни страны кипели столкновения интересов различных кланов, но в сельских районах Аньхойя жители деревни Сяоган были менее обеспокоены будущим страны, чем собственным выживанием. Годы правительственной плановой экономики превратили деревенских жителей в нищих, а засуха уничтожила местные культуры.

бедные деревни Китая

«Вся деревня была на грани краха. Некоторые жители деревни были слишком слабы для фермерской работы. Мне казалось, что мы увидим повторение Великого китайского голода», - вспоминает Янь, ссылаясь на катастрофические результаты политики, которая в сочетании с серией стихийных бедствий, погубила от голода огромное количество китайских жителей в период между 1958 и 1961 годами.

Жители Сяогана принадлежали к народной коммуне, после того как национальное правительство приняло политику сельскохозяйственной коллективизации, когда фермеры сдавали собранное зерно в центральные зернохранилища далеко от деревни, после чего часть реквизировалась как налог, а остаток шел населению.

Коллективизация уничтожила любую мотивацию людей по уходу за землей. Зная, что правительство обещало равную заработную плату всем, независимо от того, как сильно они работали, многие фермеры начали небрежничать, надеясь, что другие восполнят пробел в работе. В результате, образовался порочный круг: фермеры работали вполсилы, урожайность падала, государство отдавало все меньше зерна для еды, и поэтому фермеры работали еще медленнее.

«В хорошие годы мы были самодостаточными в течение девяти месяцев и полагались на правительство для остальных трех», - вспоминает Янь. - «Но в плохие годы мы обеспечивали себя в течение двух месяцев, а государство субсидировало другие 10».
Деревня Сяоган была известна крайней нищетой даже среди самых бедных сел. Некоторые жители просили милостыню в городах, другие искали остатки пропитания в полях.

«Первое, что я делал каждое утро, - это шел на поля с моей сестрой искать что-нибудь съедобное. Иногда мы находим несколько фруктов, которые упали с деревьев », - говорит старший сын Яня. - «Я никогда не видел сладкого картофеля или кукурузы до 1978 года. В то время чаша с рисом была роскошью».

В 1978 году 29-летний Янь Хунчан был отцом четырех голодных детей. Он знал, что система плановой экономики не работает и жителям деревни не на кого рассчитывать, кроме самих себя. Однажды ночью в конце ноября Ян позвонил представителю от каждой из 20 семей в деревне и пригласил к себе домой.

Там он предложил радикальную идею: почему бы не вернуть сельчанам ответственность за сельские угодья и раздать сельскохозяйственные орудия из коммуны обратно в отдельные домохозяйства и позволить им сохранить все излишки зерна для себя после уплаты налогов?

Это был опасно подрывный план, учитывая жестокую кампанию по искоренению капиталистических подходов в китайской культуре. Тем не менее Янь открыто отклонил планируемую экономику - краеугольный камень китайского социализма - и выступил за возвращение земель в частную собственность как мотив зарабатывания прибыли и индивидуальную выгоду. Еще два года назад такие идеи осудились бы как контрреволюционные. Фермеры, которые проводили аналогичные реформы в прошлом, например, в голодном восточном китайском округе в 1956 году, были арестованы и отправлены в трудовые лагеря. Понимая риски, Янь попросил своих односельчан заботиться о своих детях, если он попадет в тюрьму или будет приговорен к смертной казни. «Но, если бы я не рискнул, люди бы умерли», - вспоминает он. «Некоторые из-за голода не могли встать с кровати. Даже скот был слишком слабым, чтобы на нем пахать».

Некоторые жители деревни выразили беспокойство по поводу плана, но инстинкт выживания, в конечном итоге, пересилил. Грамотные подписали соглашение Яня красными чернилами. Неграмотные оставили отпечатки пальцев.

сяоган

Акт неповиновения деревни Сяоган сразу был замечен, привлекая как похвалу, так и внимания правоохранительных органов.

Следующей зимой полиция допросила Яня о мотивах инициативы, но выпустила его из участка в тот же день. Затем в начале 1980 года партийный секретарь Аньхой Ван Ли посетил Сяоган и похвалил инициативу Яня. В последующие месяцы тысячи людей из разных стран наблюдали за судьбой деревни Сяоган.

В 1979 году, спустя несколько месяцев после судьбоносной встречи Яня, сельские фермеры сообщили, что урожайность зерновых составила более 66 метрических тонн, что эквивалентно сумме всех урожаев между 1955 и 1970 годами, согласно официальным данным. Практически в одночасье деревня вышла из нищеты.

фермеры Китая

«Все снова стали заниматься фермерством. Семьи работали на своих полях день и ночь», - вспоминает Янь. Он утверждает, что реальная урожайность в 1979 году составляла 95 тонн, но сельские жители умышленно занижали ее, опасаясь, что правительство не поверит такой высокой цифре.

Доход Сяогана на душу населения вырос с 22 юаней (теперь менее 3 долларов США) в 1978 году до 400 юаней (сейчас около 60 долларов США) в следующем году. Деревня не только быстро избавилась от государственной помощи, но также стала платить значительно более высокие налоги на зерно.

Тем не менее, Ян страдал от мыслей, что государство может снова захватить процветающее село. «Я не мог нормально спать ни на одну ночь», - вспоминает он. «По крайней мере, до 1 января 1986 года».

В ноябре этого года будет отмечаться 40 лет с тех пор, как Янь убедил местное крестьянское собрание сплотиться в борьбе против маоистской плановой экономики. Сегодня одно из самых оживленных зданий на проспекте Дружбы - современный мемориальный зал, посвященный модели Сяоган.

В первый день 1986 года, спустя восемь лет после того, как Сяоган взял контроль над своим сельским хозяйством, центральное правительство Китая издало «Руководство по сельской работе». Этот документ стал знаковым решением в современном развитии страны. Основываясь на отмене народных общин за три года до этого, документ официально одобрил политику, которая основана на модели сельской организации Сяогана, известная как «система ответственности домашних хозяйств», и призвал местных лидеров сельских территорий внедрять аналогичные практики и у себя.

В годы, прошедшие после внедрения системы ответственности домашних хозяйств, урожайность зерна в Китае резко возросла. После 1986 года фермеры вернули себе право работать на собственных участках земли и продавать излишки зерна на частных рынках. Государство также сократило налоги на зерно, что еще больше увеличило доходы фермеров.

Сегодня в Сяогане проживает более 4000 человек. Как и Янь, большинство жителей зарабатывают основную часть своих доходов от выращивания зерна, фруктов и птицы; другие работают на местных предприятиях по переработке пищевых продуктов и одежды.

С 1999 по 2002 год Янь занимал пост главы Сяоганского деревенского комитета. В настоящее время он сдержанно относится к великим изменениям в китайском сельском хозяйстве. «Современное сельское хозяйство движется в направлении большей механизации и более широкого применения передовых технологий», - говорит он. - «Я вижу, что фермерам надлежащим образом компенсируется аренда земли, но я действительно задаюсь вопросом, способны ли подрядчики извлечь максимальную выгоду из этой земли, - могут ли они выращивать зерно или фрукты лучше, чем мы. На это еще нет четкого ответа».

(Источник и фото: www.sixthtone.com).