Одним из важных пунктов при выборе молока, как и любого другого продукта, является его качество и цена

На сегодняшний день на прилавках отечественных супермаркетов представлен широкий ассортимент молочных продуктов из Казахстана, Беларуси, России, Кыргызстана, Туркменистана и Украины. Средний ценовой диапазон на питьевое молоко составляет около 220 тенге за литр.

Как пояснили LS в Raimbek Agro, основными составляющими себестоимости производства молочных продуктов в сельхозформированиях являются: корма 8-29 %, зарплата 5-15 %, топливо и энергия 2-7 %, запчасти и ремонт оборудования — 0,4-2,5 % в зависимости от размера и оснащенности фермы. Структура себестоимости производства готовой молочной продукции значительно колеблется в зависимости от вида используемой технологии.

«Так, при производстве упакованного жидкого молока в структуре себестоимости затраты могут колебаться следующим образом: сырье — 10-25 %, упаковочный материал 10-25 %, зарплата — 5-10 %, маркетинг 2-20 %» уточняют профессиональные участники рынка.

В производстве пакетированного молока, по данным компании, в настоящее время используются две основные технологии: пастеризация и ультрапастеризация. Это различные технологии термической обработки сырого молока.

«Различие процессов заключается в температуре и технологии термической обработки: при пастеризации температура гораздо ниже, чем при ультрапастеризации. Соответственно, это влияет на сроки хранения — пастеризованное молоко может храниться месяц, ультрапастеризованное более полугода.

Ультрапастеризация считается наиболее современным и технологичным способом обработки молока: его нагревают на несколько секунд до температуры 135—144 °C и сразу же охлаждают, а затем в стерильных условиях разливают в пакеты. При этом обезвреживаются вредоносные бактерии, присутствующие в сыром молоке, ведь это продукт животного происхождения, и сохраняются все полезные вещества: белки и углеводы, уточняют в Raimbek Agro.

Кроме того, для производства UHT-молока (ультрапастеризованного молока) требуется молоко с устойчивым белком, то есть используется сырье только первого класса, с минимальным бактериальным обсеменением, в то время как для производства молока короткого срока хранения подойдет молоко сортом ниже».

Согласно данным комитета по статистике, за 11 месяцев текущего года в Казахстане надоено 4828,7 тыс. тонн молока, что на 2,3 % больше, чем за аналогичный период 2014 года, при увеличении поголовья крупнорогатого скота на 8,2 %.

В Raimbek Agro отмечают, что по указанным данным трудно судить о тенденциях на отечественном молочном рынке. Так как непонятно, почему при росте надоев молока уменьшилось производство молочной продукции. В компании предполагают, что часть сырья уходила на экспорт.

«Об угрозе снижения производства молока и молочной продукции было много сказано в различных источниках и самими предпринимателями в связи с ситуацией в России (объявленные ЕС и др. странами экономические санкции) и складывавшимся с 2014 году неадекватным курсом тенге к рублю, способствовавшим росту импорта молока и молочной продукции в Казахстан», — комментируют в компании.

При этом профучастники отмечают, что данные за ноябрь могут косвенно свидетельствовать о некотором улучшении ситуации на рынке молока во второй половине текущего года в пользу отечественной продукции: «Очевидно, в связи с проведенной в стране корректировкой валютной политики. Отметим, что, по мнению Минсельхоза, в агропромышленных комплексах страны в 2015 году наметилась положительная тенденция вследствие проведенных мероприятий по развитию сельскохозяйственной кооперации и некоторому изменению принципа поддержки сельских товаропроизводителей, пока только в рамках пилотных проектов, предусмотренных упомянутыми мероприятиями».

Стоит отметить, что в текущем году наблюдалось снижение цен на сырое молоко. Так, в ноябре стоимость сырья по сравнению к показателям ноября 2014 года снизилась на 5,7 %.

При этом профучастники считают, что данные показатели не объясняют полностью влияние экономической ситуации на изменение цен молочной продукции. «Можно лишь полагать, что здесь накладывается несколько факторов: сезонные колебания рынка, возросшие к концу 2014 года запасы готовой продукции на складах предприятий, а также импорт российской молочной продукции из-за неадекватного курса тенге к рублю и возможность импорта фальсифицированной продукции», — комментируют в Raimbek Agro.

В компании отмечают, что на цены реализации молочной продукции также повлиял фактор усилившейся конкуренции со стороны российских производителей.

«Если в конце 2014 года тенденция прослеживалась только на севере и западе страны, то к концу текущего, 2015 года, эта тенденция охватила весь Казахстан. Цены на молочную продукцию российского производства в среднем ниже на 30-40 %, чем на аналогичную продукцию казахстанских производителей. Поэтому, чтобы составить конкуренцию, казахстанские производители были вынуждены снижать цены, давать скидки, акции на конечного потребителя, что в итоге обернулось ощутимыми непредвиденными убытками для компаний-производителей», — констатируют в Raimbek Agro.

Позитивным изменением на молочном рынке производитель считает выбор потребителей в пользу казахстанского молока: «В связи с экономической ситуацией в стране казахстанцы зачастую при выборе молока руководствуются ценой, однако, согласно недавно проведенным исследованиям, потребители считают, что молоко, произведенное в Казахстане, более натуральное и свежее».

agrotnk.kz/