Интервью с заместителем министра сельского хозяйства РФ Александром Петриковым

В преддверии Международного форума «Мировая арена: новые участники и правила игры на аграрном рынке» корреспонденту IDK.ru.удалось побеседовать о членстве России в ВТО и возможных перспективах этого членства с Александром Петриковым, заместителем Министра сельского хозяйства Российской Федерации.

- Александр Васильевич, добрый день.

Вы приглашены к участию в международном Форуме «Мировая арена: новые участники и правила игры на аграрном рынке» в сессию Россия и ВТО.

Что есть на данный момент и что нас ждет?

- В течение переговорного процесса по присоединению России к ВТО, который длился почти 18 лет, определенная часть наших товаропроизводителей адаптировалась к жесткой конкуренции с зарубежными поставщиками; созданы основные условия и институты развития отрасли, особенно за последние 10-12 лет.

Принят федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» и соответствующая Госпрограмма, действующая с 2008 года; с 2000 г. работает «Россельхозбанк», с 2001 г. – «Росагролизинг».

Ближайшие годы (2013-2015) достаточно комфортны в смысле обязательств России в ВТО по внутренней поддержке сельского хозяйства.

В соответствии с обязательствами России в рамках ВТО максимальный объем разрешенной государственной поддержки составляет до 9 млрд. долл. в 2012 и 2013 годах с поэтапным снижением до 4,4 млрд. к 2018 году.

Данный объем государственной поддержки позволяет реализовать все программы по развитию и модернизации отечественного сельского хозяйства в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы.

При реализации программных мероприятий на период с 2013 по 2020 годы поддержка отечественного АПК будет осуществляться таким образом, чтобы в рамках правил ВТО не оказывалось непосредственного искажающего влияния на торговлю с максимальным использованием инструментов поддержки, разрешенных в рамках ВТО.

В области таможенно-тарифного регулирования сохраняется приемлемый уровень защиты аграрного рынка. Также Россия имеет право на применение тарифных квот на три вида мяса (говядину, свинину и мясо птицы), что способствует реализации планов по дальнейшему развитию мясного животноводства и обеспечению населения качественной отечественной продукцией.

Дополнительно к мерам господдержки, предусмотренным Государственной программой, принят ряд законодательных инициатив, направленных на рост конкурентоспособности сельскохозяйственного производства.

Так, 2 октября 2012 г. принят Федеральный закон № 161-ФЗ, предусматривающий:

- установление (бессрочно) ставки по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов (для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, предусмотренным пунктом 2 и 2.1 статьи 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации);

- установление 10% ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации племенного скота и биоматериала на период с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2017 года;

- освобождение фермеров и индивидуальных предпринимателей от налога на доходы физических лиц при получении производственных субсидий и грантов по программам поддержки начинающих фермеров и строительства семейных животноводческих ферм.

В настоящее время суммарная годовая экономия от упомянутых налоговых льгот составляет от 14 до 18 млрд. руб.

Так же подготовлены изменения в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», которыми предусматривается введение понятия «неблагоприятный регион». Данная поправка позволит в условиях членства Российской Федерации в ВТО в случае необходимости иметь дополнительный механизм для перераспределения мер поддержки из «желтой корзины» в «зеленую».

- Какие обязательства стран участниц ВТО по сельскому хозяйству применительно к России вызывают наибольшие затруднения при выполнении? Какие из обязательств требуют более тщательного рассмотрения?

- Не смотря на достаточно комфортные условия присоединения, существуют определенные риски в отношении наиболее чувствительных категорий товаров, по которым уровень тарифной защиты повышался в 2007-2011 гг. в рамках мер по поддержке отечественного АПК и должен быть снижен с учетом обязательств, принятых Россией в ходе переговоров о присоединении к ВТО:

- на живых свиней с 40% до 5%;

- на импорт свинины внутри квот с 15% до 0%, сверх квот с 75% до 65% (с учетом преференции ставка – до 48%);

- на субпродукты с 25% до 15%;

- на сухое молоко с 25% до 15%;

- на сухую молочную сыворотку – с 15%, но не менее 0,35 евро за 1 кг до 10-15%.

Федеральными органами исполнительной власти совместно с депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и деловым сообществом проводится активная работа по выработке дополнительных мер поддержки. Итогом совместной работы стала разработка планов действий, направленных на минимизацию рисков, связанных с присоединением Российской Федерации к ВТО.

В Минсельхозе России утверждена «дорожная карта» по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию импорта сельхозпродукции, которой предусматривается ежеквартальный мониторинг объемов и стоимостных показателей производства и импорта на единую территорию Таможенного союза сельскохозяйственной продукции и продовольствия, особенно по чувствительным категориям товаров и принятие – на основе данных мониторинга – мер по защите внутреннего рынка.

При этом главным инструментом по адаптации российского аграрного сектора к условиям ВТО является реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы. При условии финансирования ее мероприятий на уровне согласованном в рамках ВТО риски от присоединения можно минимизировать.

- Александр Васильевич, какими, на Ваш взгляд, должны быть изменения в плане субсидирования сельского хозяйства?

- Стратегическим направлением является увеличение расходов в рамках «зеленой корзины» по программам развития рыночной инфраструктуры, сельскохозяйственной науки и образования, а также социальной сферы сельской местности с целью ухудшения общих условий функционирования отрасли. Если говорить о производственных субсидиях, то их целесообразно постепенно сокращать (по мере достижения показателей продовольственной безопасности страны) и переходить к программам поддержки доходов сельхозтоваропроизводителей через выплаты в расчете на 1 га обрабатывающей площади и 1 голову скота.

Учитывая сохраняющуюся большую зависимость нашего сельского хозяйства от погодных условий и отставание от передовых стран в технической вооруженности отрасли целесообразно увеличить расходы на орошение и другие виды мелиорации, а также на технологическую модернизацию сельского хозяйства.

- От чего стоит отказаться, и что предложить нового для поддержки и развития аграрного рынка России?

- Основная задача – развитие рыночной инфраструктуры и использование инструментов ВТО для улучшения доступа на рынок отечественных товаропроизводителей.

Минсельхоз России поддерживает формирование современной материально-технической базы инфраструктуры агропродовольственного рынка – логистических центров, мощностей, по хранению, переработке и предпродажной подготовке продукции, оптовых и оптово-розничных рынков – в рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства до 2020 г.

Особое внимание будет уделяться развитию кооперативного сбыта и других форм вертикальной сельскохозяйственной кооперации, способствующих увеличению удельного веса сельхозтоваропроизводителей в конечной цене продукта.

Перспективным для России является рынок экологической – органической продукции.

В этих целях Минсельхозом России разработан проект федерального закона «О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий сертификацию, контроль и государственную поддержку производства экологического сырья и продовольствия.

Источник: exp.idk.ru