Интеллектуальная собственность в сельском хозяйстве как источник дохода

19 июля 2016 в 12:11

 Интеллектуальная деятельность играет ключевую роль в развитии рынков. В ней заложен потенциал повышения конкурентоспособности предприятий, роста производительности труда, удовлетворения растущих потребностей населения на новом уровне 

 

 Рынок интеллектуальной собственности — наиболее глобализованный на сегодняшний день. В нем действуют единые международные стандарты и правила, установленные Всемирной организацией интеллектуальной собственности — ВОИС и ВТО. Однако Россия и отечественные предприятия находятся пока на задворках этого рынка, о чем говорит нерадостная статистика.

ФОРМАЛЬНОЕ ОТСТАВАНИЕ

 В нашей стране сосредоточено 12 процентов всех мировых исследователей, еще около 10 процентов русских ученых работают за рубежом. При этом доля доходов государства от интеллектуальной собственности составляет всего 0,27 процента в общемировом объеме, а на правообладание и использование приходится 1,3 процента мировой интеллектуальной собственности. Нашу страну опережают Индия и Китай, не считая глобального превосходства США, Японии и Германии. Товарные знаки составляют всего 0,2 процента в экспорте интеллектуальной собственности, в то время как в импорте — 21,8 процента. Это говорит о том, что зарубежные конкуренты активно используют товарные знаки для завоевания российского импорта, а отечественные компании этим инструментом конкурентной борьбы владеют значительно хуже.

 Значение показателей экспорта и импорта технологий в сельском хозяйстве стремится к нулю. Это может свидетельствовать о том, что наши технологии слабо или вовсе не защищены, а также практически никто не озабочен вопросом извлечения дополнительного дохода от интеллектуальной собственности в данной сфере. Хотя это возможно, ведущие аграрные страны успешно используют наш опыт и достижения и делают это абсолютно бесплатно.

 Сегодня только пять процентов отечественных предприятий имеют на балансе нематериальные активы. Таким образом, интеллектуальная собственность находится в большинстве случаев за рамками управления, не задействует дополнительный потенциал и никак не вовлечена в хозяйственный оборот, что подвергает предприятия рискам контрафакта, хищения, конкуренции и так далее. Актив существует пассивно, со всеми вытекающими последствиями.

ВЫЯВИТЬ И УЧЕСТЬ

 Начало пути по изменению наметившихся трендов — необходимость инвентаризации, экспертизы, защиты и капитализации результатов интеллектуальной деятельности. Такие действия создадут базу для внедрения инновационного менеджмента, осуществления соответствующего прорыва, который необходим отечественному агропродовольственному комплексу. Задача инвентаризации и аудита — выявить имеющиеся на предприятии результаты интеллектуальной деятельности, как формализованные, с оформленными надлежащим образом правами, так и неформализованные.

 Анализ и экспертиза позволяют классифицировать выявленные объекты, выделить из них наиболее значимые, которые участвуют или могут участвовать в жизнедеятельности предприятия, а также те из них, которые возможно принять к бухучету. Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов», ПБУ 14/2007, для принятия к бухучету объекта в качестве нематериального актива необходимо единовременное выполнение нескольких условий.

 Самое главное — объект должен быть способен приносить организации экономические выгоды в будущем, например, он предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг. Организация должна иметь право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем. Необходима возможность выделения или отделения предмета от других активов. Для принятия к бухучету объект должен быть предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. При этом организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. В заключение должна иметься возможность достоверного определения фактической, то есть первоначальной, стоимости объекта, и у последнего должна отсутствовать материально-вещественная форма.

 Защита интеллектуальной собственности предполагает не только надлежащее оформление прав на нее, но и введение особых охранных систем на предприятии, например, режима коммерческой тайны. Итогом капитализации может стать определение стоимости выявленных и оформленных надлежащим образом активов и постановка их на баланс предприятия.

ПЛЮСЫ ИНТЕЛЛЕКТА

 Капитализация объектов интеллектуальной собственности позволит агропродовольственным предприятиям получить ряд преимуществ. Их достаточно много, поэтому можно привести основной перечень преимуществ от капитализации объектов интеллектуальной собственности.

 При подобной процедуре происходит формирование реальной стоимости предприятия. В практике известны случаи, когда при приобретении отечественного пищевого предприятия западным инвестором его интересовала исключительно ценность товарных знаков. Объекты материальной собственности при этом по желанию инвестора из структуры сделки исключались. По сути, стоимость предприятия сводилась к стоимости интеллектуальной собственности. Благодаря капитализации укрепляется защита от поглощений.Отражение на балансе реальной стоимости нематериальных активов приведет к увеличению чистых активов предприятия. Чистые активы — базовый ориентир для формирования цены сделки по акциям или долям в уставном капитале предприятий. Цена сделки ниже стоимости чистых активов потребует дополнительных обоснований, что создает дополнительные трудности для поглощения.

 Еще одно преимущество — увеличение кредитной и инвестиционной привлекательности. Как для банков, так и для инвесторов важна максимальная прозрачность предприятий, которые они рассматривают к финансированию. Отражение на балансе компании всех имеющихся активов, а не только материальных, помимо прозрачности придает предприятию более цивилизованный вид и говорит о высоком уровне менеджмента.

 После прохождения процедуры капитализации интеллектуальной собственности у организации появляется возможность расчета ставки морального и материального ущерба при нарушении прав. Их отстаивание — неотъемлемый атрибут именно управления интеллектуальной собственностью, а не пассивного ее хранения. Отечественное законодательство предусматривает защиту в случае нарушения патентных, авторских прав, а также в разрезе коммерческого права. Главное требование — права должны быть оформлены, и денежная база для расчета ущерба должна быть определена.

 У компании благодаря капитализации формируется дополнительный доход за счет легальной коммерциализации. Отечественные предприятия сегодня редко используют возможность получения дополнительного дохода от объектов интеллектуальной собственности. При этом у них зачастую не возникает вопроса, что делать с избыточными мощностями. Их либо продают, либо сдают в аренду. Схожий способ хозяйствования приемлем и для нематериальных активов. И, наконец, снижается риск ликвидации предприятия. Капитализация обеспечивает рост чистых активов компании. Их отрицательная стоимость несет угрозу ликвидации. Поэтому капитализация может позволить в некоторых случаях избежать такого риска.

НАДЕЖНЫЙ ИСТОЧНИК ДОХОДА

 Вовлеченные в хозяйственный оборот нематериальные активы становятся известными, понятными и для получения коммерческого результата требуют управления. Под его эффективностью подразумевается вовлечение интеллектуальной собственности во все сферы хозяйственной деятельности — финансовый, маркетинговый и инновационный менеджмент и управление системой качества.

 Коммерциализация подразумевает передачу прав на пользование активами за плату. Для отечественных предприятий это может стать дополнительным источником дохода, а также возможностью восстановить справедливость и возвратить затраты на инвестиции в результаты интеллектуальной деятельности.

 Наиболее понятными и применимыми в агропродовольственном секторе являются несколько способов коммерциализации. Это может быть заключение лицензионных соглашений, например, на использование селекционных достижений. Один из способов — инжиниринг и научная техническая помощь в качестве сопровождения переданных технологий и разработок. Не стоит забывать и франчайзинг как способ масштабирования модели бизнеса по территории государства или за рубеж.

 Восстановление и развитие агропродовольственного сектора без задействования интеллектуального капитала невозможно. Началом всех изменений может стать наведение порядка в уже существующем укладе, формирование понимания того, что у нас есть, а чего не хватает, и выстраивание защиты имеющихся активов на рынке с острой конкуренцией.

Источник: http://agbz.ru/ 

 
Опубликовано: Теги: сельское хозяйство, россия, развитие, предприятия, интеллектуальная собственность, апк

В ленту раздела Статьи | Обсудить тему на форуме

ООО «Издательство Агрорус»
+7 (499) 500-10-84
119590, город Москва, ул. Минская, 1Г, корп. 1, офис 19
ООО «Издательство Агрорус»

Популярное

Анализ мер государственной поддержки АПК: мнение эксперта

Анализ мер государственной поддержки АПК: мнение эксперта

17.02.2018 | 10:30

Ольга Башмачникова, вице-президент АККОР, приняла участие в парламентских слушаниях на тему «О совершенствовании механизмов государственной поддержки агропромышленного комплекса Российской Федерации», состоявшихся в Совете Федерации 15 февраля 2018 года. Она выступила с докладом «Смещение акцентов государственной поддержки АПК в современных условиях»

Фермерские и органические хозяйства – перспективный вектор развития сельского хозяйства

Фермерские и органические хозяйства – перспективный вектор развития сельского хозяйства

17.02.2018 | 09:00

Как осуществляется поддержка фермерства в России

В Великобритании есть потребность в импорте 200 000 тонн органической сельхозпродукции

В Великобритании есть потребность в импорте 200 000 тонн органической сельхозпродукции

15.02.2018 | 16:00

Стартовала ежегодная крупнейшая всемирная выставка органической продукции BIOFACH-2018 в Нюрнберге (Германия). Национальный стенд России Made in Russia, организованный Российским Экспортным Центром, в этом году впервые представляют наши компании, в том числе, члены Союза органического земледелия компания «Сибирские органические продукты». Всего в России не более 11 экспортеров органической продукции и сегодня они получают возможность найти более выгодные условия для реализации своей продукции. Для развития российского экспорта необходимо вовлекать в органическое сельское хозяйство новых сельхозпроизводителей, устанавливать торговые связи с трейдерами. Часть российской органической продукции закупается в страны ЕС через Турцию, т.е. посредниками. Европейские страны, где рынок продолжает расти, готовы покупать намного больше органической продукции из России



Комментарии (0)

X
Свежий выпуск газеты
Газета «Защита растений»
№ 02 / 2018 г.
Читать