🔹


Аналитический центр «Клуба Регионов» провел исследование реализации субъектами РФ стратегии импортозамещения в 2015 г.

Авторы доклада опирались на материалы профильных федеральных ведомств (Минэкономразвития, Минпромторг, Минсельхоз), официальные статистические данные Росстата, а также новостные, аналитические материалы и экспертные опросы «Клуба Регионов».

Доклады и отчеты органов исполнительной власти содержат значительное количество показателей, прямо либо косвенно относящихся к импортозамещению. Положение отдельного региона в каждой отрасли представлено несколькими десятками параметров, часть которых прямо не характеризуют успешность импортозамещения, однако опосредованно влияют на его темпы. Всё вышеперечисленное делает сравнение регионов по успешности в известной степени приблизительным, однако авторы учли базовые показатели, что позволяет провести анализ основных трендов импортозамещения в субъектах РФ.

Регионы-лидеры по импортозамещению

1 Алтайский край
2 Башкортостан
3 Белгородская область
4 Воронежская область
5 Иркутская область
6 Калужская область
7 Краснодарский край
8 Москва
9 Ростовская область
10 Санкт-Петербург
11 Татарстан
*приведены в алфавитном порядке

Несмотря на то, что Владимир Путин говорил об импортозамещении еще в 2009 г., данная тема стала актуальной с 2014г., когда зарубежные страны и Россия ввели обоюдные экономические санкции.

По словам председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, в импортозамещении государство планирует сконцентрироваться на нескольких ключевых сферах: высокотехнологичной промышленности, биотехнологиях, медицине и продовольственно-аграрной отрасли.

Из вышеперечисленных сфер важнейшими, на наш взгляд, являются продовольственная и фармацевтическая (включая не только препараты, но и материалы и оборудование).

В каком-то смысле настоящая ситуация является экзаменом для губернаторов – насколько они подготовили базу для ускоренного развития всех отраслей во имя безопасности Родины.

Импортозамещение в АПК

(Начинаем наше исследование с продовольственного импортозамещения в силу важности этой отрасли с точки зрения выживаемости, в прямом смысле, нашего государства в условиях недружественных мер со стороны Запада и их союзников.)

Серьезной проблемой продуктового импортозамещения является доступ отечественных продуктов в магазины. Несмотря на большие объемы производства, продукция российского агропрома слабо представлена в ритейле, и это не всегда вина продавцов. Между аграрием и ритейлом в цепочке импортозамещения – пять звеньев (переработка, хранение, упаковка, логистика до места переработки и до места продажи), и некоторые регионы пытаются их организовать. Руководство Алтайского края просит федеральный Минпром содействовать в продвижении алтайских товаров в федеральные сети, организовало собственную биржу деловых контактов «АлтайПродМаркет», готовится рассылать соседним регионам ассортимент своей сельхозпродукции. Глава Алтайского края Александр Карлин даже предложил концепцию «особых аграрных регионов» как территорий концентрации дополнительных ресурсов с целью реализации импортозамещения. Эксперты видят положительную сторону проекта в поощрении специализации регионов.

Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров принял решение субсидировать кредиты для аграриев, снижая таким образом процентную ставку до 5–6%. В Алтайском крае и Ингушетии (губернатор Юнусбек Евкуров) были открыты «социальные» магазины или отделы, а в Бурятии по инициативе главы Вячеслава Наговицына введены продовольственные сертификаты на покупку местных овощей по фиксированной цене. Тюменская область (губернатор Владимир Якушев) организует выездные ярмарки своих фермеров в других регионах. В Костромской области, по распоряжению регионального главы Сергея Ситникова, аграриям будут помогать дополнительным финансированием и содействием в продвижении продукции. В Кабардино-Балкарии (глава Юрий Коков) начал работу один из крупнейших в России сельхозкомплексов по производству овощей (до 75 тыс. тонн в год). А в Краснодарском крае (губернатор Вениамин Кондратьев) строится крупнейший в Европе плодоовощной логистический центр (отметим, что проект начал реализовываться еще при экс-губернаторе Александре Ткачеве).

По данным Национального доклада, лишь примерно четверть регионов демонстрируют пусть небольшое, но увеличение показателей производительности мяса, молока, растительной продукции.

Серьезной задачей на стыке промышленности и сельского хозяйства является наращивание производства сельхозтехники и помощь аграриям в ее приобретении. Регионы и предприятия, участвующие в решении данной проблемы, приобретают стратегическое значение, им уделяется пристальное внимание.

Импортозамещение в промышленности

В настоящее время основным стимулом развития импортозамещения в промышленности являются госзаказы и федеральная поддержка, наиболее красноречивый пример – дальневосточные ТОР и промышленные кластеры.

Успехами в промышленном импортозамещении отметилась Томская область (губернатор Сергей Жвачкин).

Несомненное достижение в Иркутской области (губернатор Сергей Левченко, но во многом успех этого проекта связан с активной позицией его предшественника Сергея Ерощенко) – корпорация «Иркут» начала сборку фюзеляжа для принципиально нового авиалайнера «МС-21» (эксперты говорят о технологическом прорыве, даже в сравнении с западными конкурентами). Отметим и прорыв в авиационном двигателестроении – выпуск нового агрегата в Пермском крае (губернатор Виктор Басаргин).

Тем не менее в целом промышленное производство в России упало с января по ноябрь 2015 г. на 3,3% по сравнению с аналогичным периодом 2014г.

Обращает на себя внимание сильное падение (более чем на 8%) в Калужской области (губернатор Анатолий Артамонов), вызванное кризисом мощного бюджетообразующего автомобильного кластера. Косвенно с этим может быть связан небольшой рост в Липецкой области (глава Олег Королёв): сокращение производства западных автокомпаний в Калуге позволило Липецку сделать интересное сталепрокатные предложения китайским автомобильным производителям.

Регионы с высокими темпами роста промышленности почти отсутствуют; как правило, лучшим результатом является сохранение прежних объемов. В большинстве же субъектов промышленность стагнирует. Большой спад заметен в части инвестиционно ориентированных регионов, откуда уходят резиденты – Петербург и Калининградская область (губернаторы Георгий Полтавченко и Николай Цуканов). Интересно, что почти на 5% упало промышленное производство в Приморском крае (глава Владимир Миклушевский), несмотря на все усилия Минвостокразвития по созданию и развитию ТОР. В лидерах падения – Оренбургская область (Юрий Берг), Северная Осетия (Тамерлан Агузаров), ЧАО (Роман Копин), Севастополь (Сергей Меняйло).

Идеальным примером глубоко кризисной отрасли, которой не помогут полумеры, является легкая промышленность. Ее доля в ВВП сократилась в 30 раз. Одно из подтверждений – заметный спад индекса промышленного производства Ивановской области (губернатор Павел Коньков). Неоднократные резкие падения объясняются тем, что предприятий в стране остается немного, и закрытие любого из них является сильным ударом по отрасли. Например, упадок производства льняных тканей вызван тем, что лидирующее предприятие («Вологодский текстиль») обанкротилось в 2014г.

Лишь немногие направления легкой промышленности демонстрируют рост; так, наращивается производство синтетических тканей после недавнего открытия заводов (они сразу были названы инновационными). В России химическое волокно производят лишь два завода (в Амурской и Владимирской областях).

В Брянской области (губернатор Александр Богомаз) закрыта швейная фабрика из-за завершения контракта с Минобороны, что вновь подтверждает искаженность экономического процесса, где главным заказчиком, поставщиком и регулятором является государство.

Стратегия и координация

Принципиально важной в организации импортозамещения является синхронизация действий федеральных и региональных властей. Соответственно, Дмитрий Медведев настаивает на том, чтобы регионы согласовывали свои планы с федеральными ведомствами, а министр промышленности Денис Мантуров в конце 2015г. с сожалением отметил, что утверждено лишь около 40 региональных планов импортозамещения, причем далеко не все скоординированы с 20 федеральными отраслевыми планами. Шагом, предваряющим синхронизацию, является, видимо, подписание соглашений о сотрудничестве между Минпромторгом и регионами (на момент составления отчета – 65 соглашений).

Федеральный центр оценивает регионы даже по количеству представленных отраслевых планов импортозамещения. 43 региона представили 1 878 планов, треть из которых представлена четырьмя наиболее активными субъектами: Тверской областью – 222 проекта (губернатор Андрей Шевелёв), Удмуртией – 150 проектов (губернатор Александр Соловьёв), Свердловской областью – 126 (губернатор Евгений Куйвашев), Татарстаном – 121 проект (президент Рустам Минниханов). Но отмечаем, что это проекты, предложенные только на бумаге.

Соответствие формальным требованиям – одно из важнейших условий получения поддержки регионами со стороны федерации. Так, Минпромторг РФ гарантировал субсидии прошедшим отбор технопаркам: получателями средств стали 11 кластеров из 10 регионов (Белгородская, Владимирская, Калужская, Оренбургская, Тверская, Ульяновская области, Москва, Татарстан, Хабаровский край).

В этом контексте огромное значение приобретает межрегиональная кооперация. Ряд регионов в 2015г. активизировали сотрудничество с помощью соглашений и побратимства: Костромская область и Татарстан, Новосибирская область (губернатор Владимир Городецкий) и Севастополь, Омская область (глава Виктор Назаров) и Санкт-Петербург, Липецкая область и Крым (глава Сергей Аксёнов), Ростовская область (губернатор Василий Голубев) и Дагестан (глава Рамазан Абдулатипов), Владимирская область (губернатор Светлана Орлова) и Приморский край, Удмуртия и Нижегородская область (глава Валерий Шанцев).

Динамика внешнеторгового оборота регионов

Судя по данным ФТС о динамике внешнеторгового оборота РФ, мы имеем дело с системным кризисом отечественной экономики, который выражается в постоянном снижении объемов экспорта и импорта. Оба этих показателя заметно снизились и в 2014, и в 2015гг. Внешнеторговый оборот со всеми основными странами-партнерами упал, вырос только импорт из Киргизии и – особенно – Таджикистана. Сильно упал оборот и с КНР. Интересно, что незначительно сократился экспорт в США (меньше падение – только в Армению).

Объемы экспорта упали по всем статьям. Что интересно: меньше всего (на 5%) сократился экспорт по статье «машины, оборудование и транспортные средства». Учитывая, что данная статья занимает в валютном измерении четвертое место (после сырья), можно говорить об относительной способности промышленности удерживать позиции.

Еще сильнее упал импорт – по всем показателям на 30–40% (продукты, текстиль, химия и т.д.).

По словам Дмитрия Медведева, малый и средний бизнес (МСБ) оперативнее всего реагирует на колебания рынка. Соответственно, лишь поддержка данного сектора экономики позволит оперативно компенсировать такой обвал внешнеторгового оборота.

Чтобы оценить потенциал МСБ в регионах и степень его поддержки, можно проанализировать объем его экспортных поставок (информация за 2014г. приведена на портале внешнеэкономической информации).

В число лидеров входят обе столицы (ожидаемо), а также такие регионы-«гиганты», как Краснодарский край и Ростовская область, и субъекты с выгодным приграничным положением (Калининградская область, Приморский край). Успех последнего региона можно объяснить также стремлением федерального центра развивать ДФО. В лидерах с объемом экспорта МСБ более чем на 1 млрд руб. в год – и Иркутская область.

Вторая выделенная нами группа регионов – с объемом экспорта от 150 до 500 млн руб. в год. Здесь около 20 регионов: и богатых природными ресурсами (Кемеровская область), и в целом экономически мощных (Красноярский край, Нижегородская, Свердловская и Самарская области, Татарстан), и активно развивающих и поддерживающих конкретные отрасли экономики (аграрные Алтайский и Ставропольский края).

Разумеется, бизнес, не работающий на экспорт, необязательно слаб, он может активно работать на внутренний рынок. В то же время внешнеэкономическая активность (особенно в условиях бюрократической специфики РФ) может служить косвенным показателем качества предприятий и свидетельством их готовности наращивать объемы производства.

Производительность труда как фактор импортозамещения

Развитие экономики подразумевает увеличение производительности труда. Именно с данным показателем у России хронические проблемы – среди стран ОЭСР мы занимаем предпоследнее место по производительности труда (ВВП на одного работника), уступая Европе и США в три раза. Между тем именно производительность труда является одним из «краеугольных камней» развития экономики и импортозамещения.

В субъектах РФ производительность меняется еще более разительно: так, Москва опережает Дагестан в 128 раз.

Среди высокопроизводительных регионов в исследованиях 2012г. выделили четыре группы:

1) две столицы, эксплуатирующие «столичную ренту», концентрирующие штаб-квартиры всех крупных компаний, активно развивающие секторы финансов и услуг;

2) крупные промышленные агломерации (Свердловская, Нижегородская области), где возможен прогресс на основе мощного индустриального базиса; к тому же здесь наблюдается постепенное изменение соотношения численности работников от промышленности с избыточной занятостью в пользу динамично растущего сектора услуг и постиндустриальных отраслей;

3) сырьевые, особенно нефтяные, регионы, однако за последний год их вклад существенно снизился; абсолютная зависимость этих регионов от экспорта сырья обусловила снижение роста производительности;

4) регионы, преуспевшие в создании высокотехнологичных секторов экономики (таких, к сожалению, весьма немного, среди них выделяется Татарстан).

Ярким примером технологического продвижения является открытие Дмитрием Медведевым города Иннополиса – центра IT-разработок в Татарстане.

В целом в качестве регионов – лидеров по созданию высокотехнологичных рабочих мест можно выделить Москву, Санкт-Петербург, Татарстан, ХМАО, Московскую область, Башкортостан, Свердловскую область, ЯНАО, Краснодарский край, Нижегородскую область.

Отметим, что уже в 2015г. такая стратегия обнаружила серьезный изъян: при резком падении спроса инвесторы уходят из региона, что приводит к падению производства и росту безработицы. Так, компания General Motors до минимума сократила присутствие в России, что стало угрозой увольнения 2 тыс. рабочих в Петербурге. Сложная ситуация с автозаводами во Всеволожске (Ленинградская область), где профсоюз объявил бессрочную забастовку, и Калуге, где губернатор старается удержать ситуацию (заводы Volkswagen, Mitsubishi и Peugeot-Citroen объявляют простой и сокращают персонал). Небольшое преимущество автопрома – в постоянном внимании федерального центра. Возможно, в том числе за счет этого автомобильное двигателестроение также достигло некоторых успехов: в Набережных Челнах начали выпускать отечественный двигатель, который компания «Форд» устанавливает на свои российские модели. В Калужской области, несмотря на кризис автокластера, запущен новый двигателестроительный завод Volkswagen.

«Импортозамещение кадров»

Сейчас нереально заместить производство, речь идет о подготовке замещения (НИОКР, генетика и пр.). По сути, можно вести речь об «импортозамещении кадров». Экономика испытывает острый дефицит в рабочих кадрах, поэтому правительство приняло решение о популяризации рабочих и инженерных профессий. В частности, решено провести популярный мировой чемпионат по профессиональному мастерству WorldSkills Competition в Казани.

Разорвать замкнутый круг «дефицит специалистов – низкое производство – отъезд специалистов» пытаются в нескольких регионах. Так, в Магаданской области профессиональное образование ориентируют на работодателей, Пуровский район ЯНАО сотрудничает с «Газпромом» в профориентации школьников. Наиболее радикальный шаг сделан в Пермском крае, где губернатор поручил готовить инженеров со школы в рамках спецпрограммы. В долгосрочном плане такая стратегия (напоминающая столь любимый федеральным руководством китайский и сингапурский опыт) вполне способна снизить дефицит кадров и повысить инвестиционную привлекательность края.

Года с небольшим не хватило на запуск полноценной программы импортозамещения, за это время была лишь начата координация работы разных ведомств, уровней и регионов (причем соглашения о сотрудничестве регионы заключают, похоже, исключительно по своей инициативе, есть ли формы документов, методические рекомендации – неясно).

Лидерами являются те же регионы, которые и до кризиса демонстрировали успехи. Так, по данным опроса 200 тыс. предпринимателей, сведенным в единый рейтинг инвестклимата в регионах, абсолютными лидерами привлекательности стали Татарстан, Калужская, Белгородская, Тамбовская и Ульяновская области.

Общий упадок систем подготовки кадров, логистики и пр. означает, что нет «легких» направлений импортозамещения, в каждой отрасли на это требуется значительное время и ресурсы.

С одной стороны, необходимо всячески поощрять инициативу регионов в сфере импортозамещения. С другой – как показала практика, далеко не все губернаторы готовы активно работать в этом направлении. Импортозамещение по стандартной логике политического процесса стало таким же лозунгом, как ранее – инновационное производство (таковых намного больше не стало, просто инновационным стали называть почти каждое открытое предприятие).

Импортозамещение не является сугубо отечественным изобретением, и в его реализации целесообразно опираться на мировой опыт. Политика импортозамещения в Латинской Америке показала, что при неграмотном проведении она приводит к противоположным результатам (высокой инфляции, обнищанию населения, падению производительности труда). Эффективным оказалось избирательное импортозамещение в странах АТР, при котором поддержку получают предприятия, выпускающие продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Таким образом, при правильном планировании и осуществлении стратегия импортозамещения может стать «новым планом ГОЭЛРО», драйвером развития экономики и межрегиональной кооперации. Авторы доклада «Консолидация региональных элит» верно отметили колоссальную важность наличия у региональной власти стратегии развития региона, вокруг которой можно провести консолидацию элиты. При отсутствии стратегического реалистичного подхода импортозамещение лишь приведет к ненужным тратам ресурсов и закончится имитацией. Обсудить

club-rf.ru/

Оригинал статьи на AgroXXI.ru