🔹

По критерию субъекта, осуществляющего земельный контроль (надзор), следует выделить государственный надзор, муниципальный земельный контроль. При этом необходимо иметь в виду, что государственный земельный надзор может осуществляться только федеральными органами власти.

Особенность государственного земельного надзора заключается в содержании мер административного принуждения, применяемым государственными инспекторами к нарушителям земельного законодательства. К числу таких мер относятся меры административной ответственности (предупреждение, штраф), административного пресечения (например, меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдача предписаний) и т. д. Утверждены и перечни должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Россельхознадзор осуществляет надзор на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002г № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также за соблюдением выполнения в соответствии с Федеральным законом от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли; выполнения требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами и т. д.

Муниципальный земельный контроль — это деятельность, осуществляемая органами местного самоуправления в целях обеспечения земельного правопорядка посредством принятия мер по предотвращению, выявлению и пресечению нарушений земельного законодательства в границах муниципальных образований, обеспечения соблюдения правообладателями земельных участков требований в области использования и охраны земель. При определении объекта муниципального земельного контроля следует иметь в виду следующие обстоятельства.

Во-первых, при его осуществлении органы местного самоуправления не могут присваивать функции специально уполномоченных органов государственного земельного надзора. Для этого существуют специальные методические рекомендации по порядку взаимодействия органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль, и Россельхознадзора.

Во-вторых, если государственный земельный надзор (п. 1 ст. 71 ЗК РФ) осуществляется за использованием и охраной земель, то муниципальный земельный контроль — только за использованием земель. Такой подход можно объяснить тем, что контроль (надзор) за охраной земель является разновидностью экологического контроля (надзора), который органы местного самоуправления не осуществляют.

В-третьих, если государственный земельный надзор передать на муниципальный уровень, то проверять земли получится не совсем корректно и служба будет зависима от внутреобластных интересов и связей.

В-четвертых, в Российской Федерации есть земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся в федеральной собственности, проверять которые при переходе на уровень субъекта ораны местного самоуправления не смогут.

С упразднением государственного земельного надзора ослабнет контроль над землями с/х назначения.

Управление Россельхознадзора по Липецкой области

Оригинал статьи на AgroXXI.ru