🔹

Можно было заранее угадать круг вопросов, прозвучавших в зале: рост цен на зерно на внутреннем рынке? чрезвычайная ситуация в Краснодарском крае и ее последствия, общая читуация на зерновом рынке, прогноз цен, экспорт зерна, ВТО и др. Злочевский постарался максимально утолить информационный голод присутствовавших. Но стоит отметить, что прогнозирование вещь неблагодарная, поэтому во многом встреча получилась абстрактной.

Проект госпрограммы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы приведен в соответствие с требованиями ВТО, но ее финансирование будет урезано. Проведена огромная работа и Минсельхозом, и участниками рынка по переориентации мер поддержки из "желтой" корзины в "зеленую".

В последнем проекте документа учтены многие положения, которые позволят не только сохранить текущий уровень поддержки АПК, но и увеличить его.

Текущий уровень консолидированной поддержки АПК оценивается в $5,6 млрд (по условиям вступления в ВТО на 2012-2013 годы этот уровень может быть до $9 млрд). В то же время в эти данные не входят косвенные меры поддержки, такие как льготные цены на топливо и минудобрения, а также региональные программы, которые не включены в проект госпрограммы и реализуются на средства региональных бюджетов.

Также принято решение о включении в проект госпрограммы предложения о погектарных выплатах, что является мерой, предусмотренной "зеленой" корзиной, и "проводится под эгидой улучшения плодородия почв и развития агроландшафтов". Так делается и в Евросоюзе, и в США.

Но проблема в том, что по пути перемещения мер поддержки из одной корзины в другую эти деньги начинают резаться, происходит секвестр. Это главное опасение сейчас. Минфин занимает жесткую позицию в отношении объемов финансирования.

Не ВТО является главной проблемой в уровне поддержки АПК, а наша внутренняя ситуация, наши внутренние установки и механизм согласования госпрограммы.

Новая команда Минсельхоза четко понимает, что сохранение уровня господдержки и его согласование является чрезвычайно важной работой, которая должна быть проведена в короткие сроки. Но не хватает силенок чиновникам министерства защитить деньги, нужна помощь со стороны общественности, чтобы сохранить программу поддержки.

 

Россия может экспортировать в текущем зерновом сезоне, начавшемся с 1 июля, 18-20 миллионов тонн зерновых.

По экспорту видим, что в зависимости от того, насколько больше или меньше 85 миллионов тонн составит, то будет 18-20 миллионов тонн. Доля пшеницы будет меньше, чем обычно, потому что значительно поменялась структура посевных площадей.

Объем экспорта по предыдущему зерновому сезону, составил 27,6 миллиона тонн, без учета продуктов переработки, из них пшеница составила около 22 миллионов тонн. С учетом продуктов переработки объем экспорта превысил 28 миллионов тонн.

Таким образом, в этом сезоне Россия может экспортировать до 35% меньше зерновых, чем годом ранее.

Прогноз РЗС по биологическому урожаю составляет 87-89 миллионов тонн, однако, вопрос в том, сколько можно будет собрать, так как под ливневыми дождями техника работает неэффективно и идут большие потери. В итоге, сейчас смотрим, как идет динамика по Ставрополю, Волгограду и другим регионам, мы придерживаемся осторожных оценок, картина пока не сложилась, так придерживаемся предыдущего прогноза Минсельхоза, пока рано понижать существенно ниже 80 миллиона, придерживаемся оценки в 85 миллионов тонн реальный сбор.
В Волгограде, где была засуха, смогли собрать уже миллион тонн зерновых при стандартных показателях по региону на уровне 1,7 миллиона тонн, а в Ставрополье, с потенциальным сбором в 5 миллионов тонн, аграрии на данный момент собрали только 2 миллионов тонн зерна.

Минсельхоз РФ может еще понизить прогнозы сбора зерна в этом году.

Первоначальный прогноз Минсельхоза был на уровне прошлого года - 94,2 млн тонн, но затем он был понижен до 85 млн тонн. Хотя и этот прогноз пересматривается в сторону снижения со стороны минситерства.
Зерновые культуры уже убраны с 3,5 млн га, намолочено более 9 млн тонн зерна при урожайности 25,9 ц/га. Урожайность пшеницы составляет 26,1 ц/га, но, как отметил глава Зернового союза, в начале уборки урожайность была низкой - порядка 20 ц/га, теперь она продолжает нарастать. Этот связано с тем, что уборочная кампания началась на 10-14 дней раньше срока. -При текущей динамике можно ожидать сбора 85 млн тонн.

По прогнозу Зернового союза, биологический урожай (то, что выращено) составит не 87-89 млн тонн. Но вопрос в том, сколько возьмем с полей, качество зерна из-за погодных условий теряется, трудно убирать после дождей, которые прошли в ряде регионов.

Ставрополье, например, может снизить урожай не только из-за почвенной засухи, но и из-за прошедших затем сильных дождей, которые негативно влияют на качество зерна, вымывают его клейковину. В Краснодарском крае урожай составит 8-8,5 млн тонн против 11 млн тонн в 2011 году, на Ставрополье урожай снизится на 2 млн тонн - до 5 млн тонн.

Не везет нам с погодой в этом году, явно не везет.

Пока понижать прогнозы рано, поскольку в массовую жатву хлебов не включились многие регионы, где производится большое количество зерна. Рано понижать прогноз существенно, ниже, например, 80 млн тонн, как это сделали некоторые эксперты, но это может случиться.

 

Российский зерновой союз (РЗС) считает необходимым изменить систему субсидирования агропромышленного комплекса РФ.

Сейчас РЗС предлагает государству реализовать другой механизм поддержки, используемым многими странами. Речь идет в первую очередь об отказе от субсидирования ставки привлеченных кредитов, частично заменив на субсидирование тела затрат для снижения себестоимости.

На конец 2012 года приходятся основные риски по пролонгированию кредитов для сельхозтоваропроизводителей. Отрасль находится в экономических тисках, поджимает постоянное давление на цены - в прошлом сезоне, при том что эмбарго  отменили, все равно проводились товарные интервенции, поэтому вернуть пролонгированные кредиты будет практически нереально.

Из 1,5 триллиона рублей привлеченных аграриями кредитов порядка 400 миллиардов приходится на "плохие долги", требующие реструктуризации, пролонгирования или иных инструментов смягчения. Сейчас тот инструментарий, который традиционно применялся для разрешения подобных проблем, уже не применим из-за ВТО, так как он связан с бюджетной накачкой, что сразу упирается в "желтую корзину" и мы не сможем реструктуризировать текущую задолженность за счет других программ поддержки - это малореально.

Согласно правилам ВТО, члены организации могут направлять на прямую поддержку АПК ("желтая корзина") не более 10% от объема производства сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении.
Необходимо вынести финансирование из госбюджета. Высвободить деньги из "желтой корзины" - создать специализированную организацию, фонд, агентство, как угодно, по кредитованию аграрного комплекса, где ставки держать на уровне себестоимости содержания самой этой организации и тогда они могут составить 3-5% без всяких субсидий и это должен быть фонд именно инвестиционного кредитования.

Вот основные моменты, которых вчера коснулся президент Российского зернового Союза Аркадий Злочевский. Теперь остается ждать окончания уборочной компании и анализировать точность прогнозов.

Подготовил Алексей Шульгин

Оригинал статьи на AgroXXI.ru