🔹

Накануне Дня работников сельского хозяйства Украины, который ежегодно отмечается в третье воскресенье ноября, председатель Постоянной комиссии ВС АРК по земельным, аграрным вопросам, экологии и местному самоуправлению Николай Янаки прокомментировал ситуацию, сложившуюся сегодня в аграрном секторе экономики Крыма в интервью газете «Республика Крым».

– Есть ли повод для праздника у наших селян в этом году?

– Как никогда за последние несколько лет аграриям есть что праздновать. Например, в республике получен самый большой за все годы независимости Украины урожай зерновых – 1 млн 823 тыс. тонн.

– В советские времена, говорят, были и более впечатляющие результаты.

– Не думаю. Тогда зерновым культурам в Крымской области внимания уделялось значительно меньше. Наш край в первую очередь был раздольем для садов и виноградников. А зерновыми плотно занимались в степных районах Крыма. Потом виноградарство подкосила реализация глупейшей идеи – так называемого «сухого закона». На сотнях и сотнях гектаров плантации были варварски выкорчеваны. А потом и времена наступили другие. Старые насаждения многолетних культур отжили свой век, а на закладку новых у аграриев уже не было средств. Первый урожай от молодых саженцев можно получить минимум через три-четыре года. Кто сегодня может взять крупный кредит и обслуживать его столько лет? Или кто в состоянии на такой длительный срок вывести из производства значительные оборотные средства? В нынешних условиях такое крайне нерентабельно. Без финансовой помощи государства серьезно заниматься многолетними культурами и думать нечего.

– В прежние времена в Крыму активно развивалось тепличное хозяйство. Недавно у нас побывал премьер-министр Украины Николай Азаров, который, кроме прочих, обсудил с крымчанами и эту тему. Пообещал льготные кредиты на строительство теплиц. Какие у нас здесь перспективы?

– Да, Николай Янович говорил об этом у нас в парламенте. Он вообще говорил о развитии тех сегментов аграрного комплекса, которые не требуют больших инвестиций. И в особенности тепличного хозяйства, в том смысле, что в Крыму благодаря климату на это не придется выделять средства в особо крупных объемах. Премьер отметил, что все наши начинания в аграрном секторе Кабмин будет всячески поддерживать. В то же время критически отнесся к общей экономической ситуации в республике. В частности, почему при таком рекордном урожае зерновых в Крыму цена на хлеб растет? На месте нашего министра аграрной политики и продовольствия я бы тут же объяснил, почему. Почти вполовину подорожало дизельное топливо, на 30% подорожали удобрения и средства защиты растений, значительно дороже стали запчасти для сельхозтехники. Все это сказывается на себестоимости производства зерна. Сегодня она составляет 1200-1400 грн./т. А покупатели из других областей Украины предлагают за наше зерно 1500 грн. Как при таком раскладе выжить сельхозтоваропроизводителю? То же самое и с подсолнечником. На его семена еще в ходе уборки цена была 2700 грн./т, а сегодня она упала до 1600-1700 грн. Ниже уже некуда. Тогда давайте дотации сельхозпроизводителям, чтобы они могли хотя бы свести концы с концами. А так ведь что получается? Аграрии покупают фосфоросодержащие удобрения по 7,2 тыс. грн./т. Я на сессии с трибуны нашего парламента сказал: «Неужели мы не можем обратиться к руководству крымского предприятия «Титан», на котором производятся такие удобрения, чтобы нашим хозяйствам они реализовывались не через торговый дом «Титан», а напрямую, на 20% дешевле?». Сейчас мы вплотную занимаемся решением этого вопроса. Только подсчитайте. В обороте хозяйство имеет 5 тыс. га сельхозземель. На каждый гектар как минимум необходимо внести 50 кг удобрений. Выходит, что за них хозяйству придется выложить 1,8 млн грн. Но ведь удобрения хотя и важное, но далеко не единственное и не самое затратное звено в технологической цепочке выращивания зерновых. Думаю, что в следующем году наши аграрии уже смогут получить возможность покупать такие удобрения по цене изготовителя. Если бы такого можно было добиться еще по топливу и запчастям, совсем другое дело было бы.

Кто может доказательно объяснить, почему хлеб и хлебобулочные изделия, мука – это продукция из разряда стратегических и цены на них жестко регулируются и контролируются государством, а все остальное к таковым не относится? Дайте земледельцам топливо и удобрения по «стратегической» цене, тогда и соответствующую цену от них на зерно требуйте. А то получается игра в одни ворота, при которой крайними становятся крестьяне.

– Если мы уж заговорили о продовольственной безопасности, хотелось бы узнать, как у нас обстоят дела с севом озимых зерновых, основой будущего урожая?

– Здесь складывается крайне неблагоприятная ситуация. Осень выдалась практически без осадков. Зерно положили в сухую землю, а тут еще и ранние заморозки грянули. По-хорошему уже должен был к этому времени стебель распуститься, готовый выдержать такое похолодание, а этого не произошло. Зерно так и лежит в сухой земле. Что дальше будет, посмотрим. Но есть и другая сторона вопроса. В связи с тем, что сельхозтоваропроизводителя со всех сторон стали поджимать, а себестоимость производства зерна из года в год растет, многие хозяйства стали заметно сокращать посевные площади под зерновые и переходить на технические культуры. Посеял сою, кориандр или подсолнечник, и никто тебе не будет задавать вопросы, где и почем ты будешь продавать свой урожай, как будешь его хранить, и вообще контролировать каждый шаг. Как следствие: в этом году на полуострове отвели под зерновые 572 тыс. га, а на следующий год планируется уже 530 тыс. И ведь никто земледельца не вправе заставить посеять той же пшеницы больше, чем он планирует. Условия диктуют рынок и обстоятельства. Зачем человеку культура, от которой одна головная боль: вызывают в район, «воспитывают» по пять раз в месяц. Да почему не в те сроки посеял, да почему низкая урожайность, почему то, почему се?

– В этом году в Крыму получен хороший урожай овощей. Их стоимость на рынке все лето и вот уже всю осень радует покупателя. А как при этом чувствует себя производитель?

– Плохо он себя чувствует. Наши фермеры сильно пострадали в финансовом плане. При нынешней стоимости овощей (та же капуста идет по 60-70 копеек за килограмм, остальные овощи – буквально по 1-2 гривны) иного и ждать не приходится. Здесь сразу выявилась такая большая проблема: у нас нет оборудованных соответствующим образом хранилищ плодоовощной продукции. Если все подсчитать, мы сегодня в сносных условиях можем хранить около 23 тыс. тонн сельхозпродукции. Из них в хороших условиях – около 10 тыс. тонн. Поэтому не следует удивляться, когда у нас в январе-феврале овощи будут стоить на порядок дороже, чем сегодня.

– В верхних эшелонах власти с весны ведут разговоры о строительстве мощностей по хранению плодоовощной продукции. Что в этом направлении предпринимается в Крыму?

– Если бы наш фермер имел возможность сегодняшние излишки фруктов и овощей заложить где-нибудь на хранение, он бы это сделал не задумываясь. Но в том-то и дело, что сделать это в Крыму негде. Да и в целом по Украине положение дел не лучше. С другой стороны, просто замечательно, что крымчане вдосталь обеспечены овощами и фруктами по доступным ценам. Теперь необходимо думать над тем, как такое положение вещей перевести в постоянную категорию. Чтобы у нас весной не возникало, например, «картофельных» кризисов. В этом опять-таки нужна помощь государства. У нас нет крупных овощеводческих хозяйств, которые взяли бы на себя заботы и расходы по строительству хранилищ. Около 90% плодоовощной продукции производится в личных крестьянских хозяйствах. А сельчанам «потянуть» такие дорогостоящие объекты просто не под силу. Да, надо переходить к крупнотоварному производству в этой отрасли. Но для этого необходимо предварительно создать всю соответствующую инфраструктуру.

Недавно довелось побывать на Херсонщине, где компания «Чумак» построила хранилище на 50 тыс. тонн продукции. И это только первая очередь будущего комплекса, рассчитанного на 200 тыс. тонн. Каждые 10 тыс. тонн обходятся строителям в 4 млн евро. Вот это масштабы! У нас тоже есть наработки в этом плане. Пока в Крыму очень плотно занимаются новым зерновым элеватором. Но, по моему мнению, у нас сегодня проблема с хранением зерна стоит не так остро. В республике – 23 элеватора. Часть из них, правда, простаивает. Но их можно реконструировать без особых финансовых сложностей. Тогда мы сможем смело хранить более 1,5 млн тонн зерна. К тому же многие сельхозпредприятия за последние годы обзавелись собственными мощностями по хранению зерна. Поэтому считаю, что для нас сегодня куда важнее строительство объектов для хранения фруктов и овощей. И в целом сельскохозяйственной отрасли постепенно уходить от производства зерна и переключаться на то, что даровано Богом: производство фруктов, овощей и винограда. В крайнем случае на вырученные за них деньги всегда можно приобрести необходимое количество той же пшеницы или ячменя. При правильной постановке дела огородная продукция намного рентабельнее, чем любые зерновые.

– Другая сторона вопроса – оптовые рынки. Чего здесь ждать крымчанам?

– Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию у нас на порядок ниже цен, по которым она реализуется потребителю на рынке, в торговле. Чтобы избежать такого отъявленного диспаритета, следует во всех больших городах Крыма построить оптовые рынки. Чтобы, с одной стороны, производитель мог продать свой товар по удовлетворяющей его стоимости, а покупатель его приобрести не по заоблачным ценам. А пока получается, что закупочная цена, например, на молоко гораздо ниже, чем оно в продаже. То же и по другим видам продукции. Перекупщик на ровном месте получает барыши, которые производителю и не снились. При развернутой оптовой торговле разумная средняя цена сможет удовлетворить интересы всех сторон. В республиканском бюджете на 2012 год мы предусматриваем выделение средств на строительство трех оптовых рынков.

– Все к тому идет, что с начала следующего года будет отменен мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения. Земельный вопрос по-прежнему остается самым запутанным. Больше всего так называемых коррупционных деяний связано именно с землей. Наступит ли когда-нибудь конец всему этому?

– У нас существуют проблемы с невостребованными земельными паями и паями, не вступившими в наследство. Две категории земель, которые являются по сути брошенными. Таковых в республике ни много ни мало 220 тыс. га! Они не обрабатываются, зарастают бурьяном, теряя свои плодородные свойства. Причины здесь самые разные, но в каждом конкретном случае при желании можно найти выход из положения и пустить землю в оборот. Правда, на это уходит неоправданно много времени. Выход – в совершенствовании земельного законодательства и активной работе местных Советов, райгосадминистраций по решению таких вопросов. Надеюсь, что их станет меньше, когда сформируется реальный рынок земли. У брошенных сегодня наделов сразу отыщутся и владельцы, и наследники, как только появится возможность на законных основаниях землю продать.

– Чем же сердце успокоится у нашего вечно многострадального крестьянства? Какие у него перспективы вырисовываются?

– Перспектива одна – развитие сельскохозяйственного производства. Сегодня земли сельхозназначения, пожалуй, единственный реальный ресурс, благодаря которому страна сможет осуществить экономический прорыв. На это направлен заключительный этап земельной реформы, которая до сих пор осуществлялась далеко не лучшим образом. Начиная от бестолкового распаевания земли и заканчивая нынешним псевдорынком земли. Мое личное мнение: настоящий рынок сельскохозяйственной земли еще не готов к работе. Здесь надо хорошо, тщательно все продумать. Напомню, это последний ресурс, последний шанс вывести Украину на путь мобильного экономического развития. Упустить его нам никак нельзя.

Не об этом ли писал еще в XIX веке американский экономист Генри Джордж: «Отберите у человека или у народа деньги, товары, скот, и ваш грабеж закончится вместе с вашим уходом. Течение времени, конечно, не сделает ваше преступление делом хорошим, но оно уничтожит его последствия. Но отберите у народа землю, и ваш грабеж будет длиться вечно. Он будет новым ограблением для каждого нового ряда поколений, для каждого нового года, для каждого нового дня»?

Источник: kianews.com.ua

Оригинал статьи на AgroXXI.ru