Интервью   начальника Могилевского областного управления ГАИ Михаила Невмержицкого  

Почему сельские водители, несмотря на несколько замедленный темп деревенской жизни, попадают в ДТП не реже городских коллег.

Посмотришь на деревенский уклад, и создается впечатление, что сельчане никуда не спешат. Их всегда отличали рассудительность, взвешенность в делах и поступках, какая-то особенная деревенская сметка. А стоит взглянуть на оперативные и аналитические сводки о состоянии транспортной дисциплины на селе — и первоначальное мнение сильно начинает колебаться. Впору уже говорить о безрассудстве, расхлябанности и неорганизованности. В любое время года. А в горячую пору основных сельскохозяйственных кампаний — тем более. Примеров тому множество. Да и причин — предостаточно. О них, а также о состоянии транспортной дисциплины на селе наша беседа с начальником Могилевского областного управления ГАИ полковником милиции Михаилом НЕВМЕРЖИЦКИМ.

— Михаил Михайлович, сельские дороги в большинстве своем не автобаны, на них не разгонишься. Да и сельхозтехника — не из разряда гоночной. Почему же, на ваш взгляд, в деревнях и на проселках еще много дорожно-транспортных происшествий?

— Я не склонен выделять условия движения сельских водителей в отдельный разряд. Да, на скоростных дорогах при нарушениях скоростных режимов, правил маневрирования, в частности обгона, совершается немало аварий. И не случайно за эти прегрешения водители наказываются наиболее строго, вплоть до лишения прав управления транспортом. Но ведь аварию можно совершить и на велосипеде. А часто виновниками происшествий становятся даже пешеходы. Тут, думается, дело в другом. И в первую очередь в отношении к дисциплине вообще и транспортной — в частности.

Сокращение... ответственности

— Еще совсем недавно в штатах сельхозпредприятий имелась такая должность, как инженер по безопасности движения. Из многих мехдворов никто из механизаторов, шоферов не выезжал без санкции медсестры, которая проводила предрейсовый медицинский осмотр тех, кто связан с управлением техникой. Сейчас то ли в целях экономии денежных средств, то ли по иным причинам такую организацию контроля встретишь редко. Скорее наоборот. Выпустили транспорт за ворота — и все. В каком состоянии тот, кто управляет им, насколько исправен он — чаще всего никому нет дела. А ведь находятся горячие головы, которые даже на комбайне готовы ехать в магазин.
Теперь давайте зададимся вопросом: если бы за механизатором, работающим на современной энергонасыщенной технике, был установлен надлежащий контроль, разве мог бы он разъезжать на ней по собственному разумению? Отсюда вывод: причина — в бесконтрольности. И этот вывод подкреплю примерами.

Не пронесло, а понесло

— В минувшем июле 50-летний житель деревни Пудовня Дрибинского района (заметьте, далеко не юноша!) без прав да еще подшофе опрокинулся на тракторе. Можно только предположить, какие чудеса техники вождения он выделывал. Правда, обернулись они большими неприятностями: “эквилибрист” попал в больницу с весьма серьезными травмами.
Случай, можно сказать, обыденный. Но вопросов порождает много. Кто доверил человеку, не имеющему прав, технику? Почему он сел на трактор, будучи пьяным, чем усугубил вину?

— Вы назвали этот случай обыденным. Неужели такие происшествия не единичны?

— К сожалению. В нынешнем году сотрудники областной Гос-автоинспекции оштрафовали около полусотни должностных лиц за то, что они допустили к управлению транспортом водителей, которые не имели прав. Еще восемь руководителей различного ранга вообще закрыли глаза на то, что управлять техникой сели нетрезвые люди. Случаются казусы, несущие двойную опасность. Скажем, в пригородной деревне Княжицы остановили трактор, принадлежащий сельскохозяйственному дочернему предприятию “Авангард” РУП “Могилевское отделение Белорусской железной дороги”. А в нем механизатор не только пьяный, но еще и не имеющий прав. Куда уж далее?!

— А как виновные объясняют подобные происшествия? Ведь с точки зрения здравого смысла оправданий им быть не должно...

— Объяснения тоже не отличаются оригинальностью и разнообразием. Основное — производственная необходимость. Мол, горячая пора, и техника не должна и не может простаивать. Хотя приведенный в качестве примера княжицкий случай произошел в феврале.
Да, напряженность уборочной поры требует и напряжения всех сил, и эффективного использования технических средств, находящихся на вооружении у земледельцев. Но нельзя же это обстоятельство ставить выше безопасности людей. Ведь нетрудно представить, что мог бы натворить механизатор из деревни Пацева Слобода, практически в полдень задержанный сотрудниками ГАИ за управление трактором в состоянии сильного алкогольного опьянения (экспертиза показала наличие 1,8 промилле алкоголя в организме, что равнозначно выпитой бутылке водки). И какими экономическими потерями тогда пришлось бы объяснять утрату человеческих жизней?..

Если всем миром...

— Одной Госавтоинспекции невозможно справиться с постоянным контролем всего мехпарка региона. Тем более что в некоторых СПК механизаторы взяли моду, — а руководители закрыли на это глаза, — хранить технику возле собственного дома. Тут уж вне рабочего времени просто никакого контроля не существует.
Сотрудники специального взвода нашего управления ГАИ провели 104 рейда, с десяток раз выезжали в районы для оказания практической помощи по контролю за дорожной дисциплиной. Результат этой работы — выявление многочисленных нарушений правил дорожного движения теми, кто управлял сельскохозяйственной техникой. 18 механизаторов задержаны пьяными за рулем. Кроме того, проведено 982 осмотра состояния техники, участвовавшей в уборке. Выявлено 33 неисправности, которые влияют на безопасность на дорогах. Должностным лицам предприятий АПК выдано 213 предписаний на устранение недостатков. И что же? 45 начальников пришлось штрафовать за их невыполнение. И это тоже показатель отношения к дорожной дисциплине на селе тех, кто за ее соблюдением должен следить.

— Михаил Михайлович, а как, по-вашему, уменьшить количество аварий, совершенных сельскими водителями и механизаторами?

— Некоторые возможности решения этой проблемы мы уже называли. Это, как уже отмечалось, укрепление дисциплины. Повышение ответственности тех, кто за нее отвечает. Тут я Америки не открыл. Кроме того, думаю, экономя на малом (сокращение должностей ответственных за безопасность дорожного движения в хозяйствах, упразднение предрейсового медицинского освидетельствования), руководители наживают себе намного большую головную боль в виде наказаний за пьянки подчиненных за рулем, за совершение ДТП и т.д. Это первое.
Сейчас в лучших сельхозкооперативах внедряются навигационные системы контроля за работой техники. С помощью маячка, установленного на каждой машине и тракторе, в любую минуту по компьютеру через спутниковую связь можно установить, где они находятся. Да и экономию горюче-смазочных материалов эта система дает ощутимую.
Но самым идеальным вариантом станет то, что в недалеком будущем машины будут оснащены такими приборами, что севшему за руль в подпитии водителю просто не удастся завести мотор.

— Тогда, наверное, отпадет и надобность в службе ГАИ?

— В этом случае мы будем не против остаться без работы.

Источник: ng.by

Узнать больше о сельхозтехнике здесь