🔹

В первую очередь, 27-летнего амурчанина впечатлила инфраструктура страны, а по рабочим вопросам – уровень инноваций в сельском хозяйстве. «Когда я сравниваю американского фермера и нашего – как он обращается с техникой, землёй, обращает внимание на эрозию, севооборот, на селекцию, на семена, либо, если это животноводство, – на семя, на конкретные породы коров, то, как они обращают внимание на обработку по вегетации, по химии, как они обращают внимание на биржу и выбирают культуры, которые им нужно реализовать, – то вижу, что американский среднестатистический фермер сегодня на несколько шагов ушёл вперёд по технологиям. Использование систем орошения полива сегодня очень сильно внедрено в США. Это даёт стабильный и ровный урожай каждый год, независимо от погодных условий», – отметил Степан Инюточкин.

Амурчанин рассказал, что общался в США с фермерами. И те, на вопрос – есть ли дотации, помощь – отвечали отрицательно. «Ответы однозначные. Но когда начинаешь детально вникать в этот вопрос, например, какой кредит под технику, если хочет новый трактор, то он выдаётся под 1,5 % годовых», – говорит Инюточкин. В России же, если рассматривать самый лояльный кредит Россельхозбанка или специализированных программ, то это будет 10 %, коммерческие кредиты составляют 15-20 %. Соответственно, в России идёт поддержка, а в Штатах при такой ставке по кредиту она просто не нужна.

Министерство сельского хозяйства в США – самое большое из всех. При этом фермер контролирует свою работу сам, участие государства минимальное. По мнению амурчанина, американские фермеры далеко шагнули вперёд, так как трудятся поколениями, у нас же такое – редкость.

«Планомерно и последовательно американский фермер движется к своим целям. Вот почему сегодня они получают 40 центнеров сои с гектара, хотя почти 20 лет назад, в 1997 году, они получали 20 центнеров с гектара. В Амурской области мы к этой цифре только-только подходим. Технологии – планомерные, последовательные, частная собственность, опыт переходят из рук в руки, из поколения в поколение, они движутся, плюс их поддерживают технологичные компании. Всё потихонечку движется, поэтому они достигают таких результатов. То же самое по надоям молока – они в два раза выше, чем у нас. В Амурской области за 20 лет после развала Советского Союза мы очень много потеряли, пока заново стали всё набирать. На сегодняшний день нет специалистов средних лет с хорошими современными знаниями. Либо это очень молодой, либо возрастной человек, но со старой школой. В этом идёт разрыв, поэтому всё так получилось. В селекции у нас на рынке нет качественных семян сои, которые могли бы дать три тонны урожая с гектара», – делится Степан Инюточкин.

«Ещё одно большое отличие нас от американцев, что бросается в глаза. Мы задали прямой вопрос фермеру: например, фермер задержал на месяц зарплату – что будет, что сделает в таком случае работник? Он сначала был в недоумении, пожал плечами и сказал – наверное, может обратиться в суд, а вообще, просто уйдёт. Мы говорим – а как же профсоюз, правовая инспекция? Он говорит: зачем тратить на это время, в Америке ментальность от другого строится – это моя земля, я здесь работаю, строю свою жизнь, я ни от кого ничего не жду, я всё делаю сам. Быстрее мне сделать что-то самому, чем ждать. В этом проблема развития России – мы очень часто ждём, ругаем везде, что какой-то государственный институт что-то не сделал. В Америке всё по-другому. Ты сам должен делать», – считает амурский бизнесмен.

По словам амурчанина, в Америке очень сильны различные профсоюзы, ассоциации. Люди специально организовываются в какие-то группы, чтобы наладить диалог с властью, и решения имеют вес. В России же какие-то вопросы готовы донести властям, но нет взаимодействия: «Есть ассоциация "Российский соевый союз". Мы были в этом союзе год назад, задавали вопросы, которые нас интересовали. К сожалению, за год никаких изменений для себя не увидели, вопросы не продвинулись. Тесного взаимодействия не увидели. Мы в этом году решили уже не идти на контакт. Очень надеюсь, что союз будет развиваться, вопросы будут решаться, но на сегодняшний день я этого не заметил. Очень запаздываем с обновлением законов. Может пройти 2-3 года, когда он давно назрел, и только что-то произошло. Это тормозит развитие».

Степан Инюточкин отметил в беседе, что по итогам поездки ему запомнились две вещи: «Первое: мы к этому шли – как важно семеноводство, то есть селекция. Какие будут семена – такой будет урожай. В первую очередь, мы на это обратили внимание, а там они далеко впереди. В первую очередь, и ГМО – сложный вопрос, но благодаря этому они получают в два раза выше урожай. Вопрос неоднозначный, сегодня это есть, с этим спорить нельзя. Второй вопрос – система орошения, система полива. У нас в области это не внедрено, но когда-то было, и сегодня потеряно. И к кому не обратись – никто не знает, как это заново делать. Но, как показывают американцы, средняя урожайность при развитой системе полива в засушливый год позволит поддержать на уровне хорошего года».

Источник: http://www.amur.info/ 

Оригинал статьи на AgroXXI.ru