Здоровое питание стало в нашей стране одновременно необходимым и модным.
Необходимым – потому что надо противостоять эпидемии ожирения, диабета и многих других напастей, вызванных пропитанными «химией» продуктами. Модным – потому что в сфере питания, как и во многих других, тон задают знаменитости, а они, как правило, переходят на органику, становятся вегетарианцами и т.д.
Неудивительно, что все большей популярностью пользуются магазины, предлагающие органические продукты, а также – многочисленные бизнесы, которые объединяют под одним названием – Greenmarkets – «Зеленые» рынки. Интересно, что многие наши сограждане даже предпочитают «гринмаркеты» магазинам, специализирующимся на органике. В последних могут обмануть, выдать обычные продукты за органические или предложить сомнительную, импортную органику. А вот на зеленом рынке продукты по-настоящему свежие, выращенные самим торговцем, здоровые и натуральные. Правда это или миф? Попробуем разобраться.
Что такое «гринмаркет»
В настоящее время семейные сельскохозяйственные бизнесы составляют 96% всех ферм США (их общее число достигает 2.2 млн), и многие и владельцев этих семейных ферм предпочитают продавать свою продукцию непосредственно покупателям. Для этого они и открывают «гринмаркеты». Эти бизнесы, в свою очередь, бывают разные – от маленьких лотков отдельных торговцев в глубинке до больших рынков в мегаполисах.
Надо сказать, что увеличение числа «гринмаркетов» одобряют и сторонники здорового образа жизни, в частности – участники движения “Eat Local” (Питайтесь местными продуктами), и правительство. А Министерство сельского хозяйства США отмечает в своих пресс-релизах, что «зеленые» рынки» предоставляет малым бизнесам, начинающим фермерам и владельцам ранчо возможность достичь финансовой стабильности.
Однако с этим мнением не согласны некоторые эксперты: они считают, что, во-первых, «гринмаркеты» постепенно превращаются из малых бизнесов в довольно крупные корпорации, а во-вторых, предлагаемая ими продукция далеко не «кошерная».
Даже маленькие местные лотки (stands) фермеры предпочитают открывать в местах, куда обычно наведываются туристы, а они, как правило, падки на «местный» колорит, и им можно подсунуть ширпотреб, выдав его за натуральную продукцию. Что же касается рынков покрупнее, то они последовательно расширяются, и превращаются в маленькие супермаркеты, имеющие годовой доход в миллионы долларов и заманивающие покупателей самыми разными товарами.
Фрукты, овощи и мед могут запросто соседствовать на этих рынках не только с сырами, хлебобулочными или кондитерскими изделиями, но и с сувенирами, кулинарными книгами, игрушками, произведениями прикладного искусства и т.д. Некоторые эксперты считают подобную тенденцию противоречащей принципам здорового образа жизни и здорового питания. «Зеленый рынок, на котором нет ничего зеленого, – съязвила по этому поводу Сара Транзо, координатор проекта «Food and Farm» в штате Мэн.
Продукты соседа из… другого штата
Семейные хозяйства в штатах Новой Англии не выращивают цитрусы. На фермах во Флориде не сажают яблони. Однако люди, которые приходят на «гринмаркеты» в этих штатах, видят на прилавках всевозможные фрукты и овощи, которые без зазрения совести выдаются за местные.
Более того, попав на «зеленый» рынок, покупатель нередко может увидеть разные продукты на одном лотке – например, овощи, молоко, яйца и мед. Все это преподносится как продукция одной фермы, но на самом деле может быть доставлено с разных ферм и даже из других штатов.
Некоторые энтузиасты здорового образа жизни считают такие маневры мошенничеством и чуть ли не криминалом. Другие проявляют большую терпимость, утверждая, что все зависит от степени обмана покупателей. Если фермер продает свои яблоки вместе с сыром одного соседа и медом другого, в этом нет ничего плохого – более того, это удобно для покупателей. Однако если торговец преподносит доставленные из других штатов товары как местные, чтобы увеличить свои доходы, то это, конечно, похоже на мошенничество.
Натуральный обман?
Как мы уже отметили, многие американцы считают, что продукты на «зеленых» рынках – здоровые, натуральные и органические, не напичканные опасными пестицидами. Но это, увы, заблуждение.
Дело в том, что семейным хозяйствам гораздо труднее выращивать органические продукты, чем крупным фермам. Во-первых, выращивание органики очень трудоемко, а нанимать работников многим мелким фермерам просто не по карману. Во-вторых, получение сертификата, свидетельствующего, что продукция того или иного хозяйства – натуральная и органическая, очень дорого стоит. Как сказал в беседе с корреспондентами Wall Street Journal владелец фермы из Массачусетса, только в течение одного года бумажная волокита обошлась ему в 3,000 долларов. Сейчас он даже не стремится к получению сертификата, хотя, по его словам, действительно выращивает органические яблоки.
Однако есть, увы, фермеры, которые не только раскошеливаются, чтобы получить сертификат, но могут и подкупить для этого представителей FDA. Более того, есть фермеры, которые могут показать покупателям поддельный сертификат, чтобы убедить их в том, что продукты, которые им предлагаются – самые что ни на есть здоровые и органические.
Сомнительная свежесть
Многие наши сограждане не гоняются за органикой, но хотят, чтобы им достались максимально свежи продукты, и именно с этой целью отправляются на «зеленые» рынки. Однако мнения некоторых экспертов могут этих любителей «первой свежести» разочаровать. Дело в том, что условия хранения продуктов на «гринмаркетах» гораздо хуже, чем в супермаркетах по той простой причине, что в последних есть огромные и мощные холодильники.
Кроме того, в супермаркетах каждый вид продуктов хранится в условиях, наиболее для него подходящих (например, для яблок это 32 градуса по Фаренгейту при влажности 90%). Что же касается «зеленых» рынков, то там такие условия создать трудно, а то и вовсе невозможно. По данным Cornell University Cooperative Extension, те же яблоки на «гринмаркетах» просто лежат в больших корзинах по ночам и начинают портиться через пару дней.
Главный клиент – ресторан
«Гринмаркеты» действительно приносят фермерам значительные доходы, но не являются главным источником их обогащения. Как выяснили эксперты, в последнее время многие владельцы семейных хозяйств предпочитают устанавливать контакты с клиентами более крупного калибра, чем рядовые сторонники свежей и натуральной продукции. Речь идет об оптовиках, ресторанах, других крупных фермах, ранчо и т.д., а также – сельскохозяйственных программам (CSAs), связанным с отдельными общинами в разных городах.
«Многие рестораны готовы платить приличные деньги, чтобы получать самые лучшие из наших продуктов – признался в беседе с журналистами Уилл Гилсон, фермер из пригорода Бостона. – Кроме того, торговые отношения с ресторанами – это постоянный доход и крупные заказы…»
Поэтому людям, которые покупают товары на «гринмаркетах», надо знать, что им достаются «крошки с барского стола» – то есть продукты не самого лучшего качества и не первой свежести
Сегодня – новый аттракцион!
Осенью на многих «зеленых» рынках наблюдается еще одна, не совсем «кошерная» тенденция. Торговцы, уверенные в том, что во время сбора урожая народ будет валить на «гринмаркеты», стараются, увы, содрать с покупателей как можно больше денег. А с этой целью людям предлагают не только овощи, фрукты и прочие плоды урожая, но и всевозможные развлечения, которые делают рынки похожими на парки аттракционов.
Среди подобных развлечений – конкурсы на лучшие костюмы, просветительские программы (например, Farm Education Day), и даже маленькие зоопарки, где дети могут посмотреть на разных зверушек, если, конечно, их родители заплатят за это деньги.
Источник: news.rusrek.com
